Оглядываясь назад, трудно поверить, что над «Днями минувшего будущего» и «Апокалипсисом» работали одни и те же люди. Впрочем, с одним маленьким исключением: фильм 2014 года снимался по наработкам Мэттью Вона, что с лихим «Первым классом» сумел вдохнуть в умирающую франшизу новую жизнь. Напротив, новый сегмент – это детище Брайана Сингера и Саймона Кинберга, что взвалили на свою плечи ношу связать две трилогии одним сюжетным кольцом, но, кажется, напрочь забыли о том, что зрителям нужно показывать хотя бы что-то сверх этого.
«Дни минувшего будущего» были вполне компетентным блокбастером, что удачно совмещал динамичные эпизоды с психологической подоплекой. Был, однако, один момент, для судьбы «Апокалипсиса» решающий: охватив в одном фильме сразу два временных промежутка, Сингер показал свое неумение обращаться с таким количеством персонажей, большинство из которых остались на уровне карикатур, а другим было попросту тесно. К несчастью, в новом фильме места хватает всем, но использовать его никто не берется.
Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых канонов, что можно было обыграть иронично, но даже эту возможность почему-то не реализовали. Обещанный молодой состав классических Людей Икс получил удручающе мало реплик и поразительно незамысловатые сюжетные линии, так или иначе упирающиеся в семейные ценности. Не пощадила рука Кинберга и персонажей из предыдущих картин: МакЭвой трет виски и в который раз прокручивает на пару с неприкрыто скучающим Фассбендером пластинку «хорошего Эрика не может принять мир», покуда еще два года назад такая яркая Мистик в исполнении Дженнифер Лоуренс попросту присутствует в кадре и не выдает ровным счетом ни одной интересной сцены.
Впрочем, хуже всех судьба-злодейка распорядилась с основным антагонистом фильма в лице, собственно, самого первого мутанта Апокалипсиса. Да разве можно провалить партию персонажа, что должен был стать самым могущественным противником во всей киновселенной? Оказывается, в руках Сингера возможно все. Не к месту комичный Оскар Айзек выдает на-гора скучнейшего злодея с самой «незаурядной» целью – уничтожить все человечество и на обломках цивилизации построить новый мир. Апокалипсис не вызывает ничего другого, кроме апатии и скуки, а его возможность перенимать чужие суперспособности на деле оказывается пшиком.
Если же посмотреть на «Людей Икс» в разрезе всей трилогии, то наружу выходят проблемы еще и внешнего характера. Каждый новый сегмент по хронологии разделяет плюс-минус десять лет, а между ними вселенная как будто замирает. Когда же двигатель запускается, нам дают понять, что ровным счетом ничего не изменилось: Магнето все так же безуспешно пытается жить обычной жизнью, но каждый раз что-то идет не так; Профессор Х снова и снова пытается воспитывать мутантов в мирной обстановке, невзирая на трудности; Мистик мечется между добром и злом и так далее. «Апокалипсис» не дает зрителю ровным счетом никакой новой информации о вселенной, лишь искусственно пошатнув равновесие, но к финалу обязательно вернув все в прежнее русло.
На фоне всего этой беспросветной неудачи единственным мало-мальски занимательным моментом снова оказывается сцена с Ртутью. Обратите внимание, сцена, а не сцены: на этот раз персонажа Эвана Питерса гораздо больше, но и он прогибается под тяжестью штампов и громогласных глупостей. «Вы же знаете – третья часть всегда самая худшая», – говорит Джин Грей в исполнении Софи Тернер после сеанса «Звездных войн», и этот решительно чужеродный «Апокалипсису» эпизод предельно точно описывает ситуацию, что сложилась с фильмом. Очевидно, что Брайан Сингер хотел пошутить над «Последней битвой», но, кажется, злобно смеяться остается только зрителю.