Польский режиссер Павел Павликовский, недавно отмеченный «Оскаром» в категории «лучший фильм на иностранном языке» за ленту «Ида», не сбавляет темпов и предлагает зрителю еще один выдающийся фильм – «Холодная война».
Виктор (Томаш Кот) – талантливый композитор, аранжировщик и этнолог, собирающий в польской глубинке фольклорный песни. Делает он это, судя по всему, по заданию партии – вскоре он уже ведет отбор кандидатов в создающийся фольклорный ансамбль песни и пляски «Мазурек» (приблизительный аналог нашего хоря имени Григория Веревки). В числе кандидатов он не мог не обратить внимания на Зулю (и это вполне объяснимо – Йоанна Кулиг обладает выдающимися внешними данными настоящей дивы, да и внутренними, судя по всему тоже). Они не могли не влюбится друг в друга, невзирая на разницу в возрасте и неблагоприятные идеологическую обстановку в стране – на дворе стоял 1949-й год). Ансамбль быстро завоевывает успех, но для заграничных гастролей необходимо внести соответствующий изменения в репертуар, включив в него песни про любимого товарища Сталина и успехи на сельскохозяйственном фронте. Первая же заграничная поездка разлучает влюбленных, но им еще не раз доведется встретиться в разных уголках Европы – от Югославии до Парижа – пока эта безграничная любовь не приведет к трагическому финалу.
Любители шпионских романов наверняка знают, что термином «холод» обозначают территорию противника (вспомните хотя бы знаменитый роман Джона Ле Карре «Шпион, пришедший с холода»). Так вот, Павликовский рассказывает невероятно мощную историю любви, которая на этом холоде родилась, окрепла – невзирая на трагический финал – сумела на нем не погибнуть. А в целом Павлу Павликовскому удалось снять практически идеальный фильм – короткий (85 минут), черно-белый, с отточенными немногословными диалогами, насыщенный замечательной музыкой и блистательно снятый с операторской точки зрения. Но – главное! – он вполне доступен пониманию самых широких зрительских масс, не пытаясь при этом подстроится под их вкусы. Отметим и прекрасный актерский состав: Йоанна Кулиг, родись она лет 100 тому назад, вполне могла бы стать дивой немого кино мирового масштаба, да и ее главный экранный партнер Томаш Кот не многим ей уступает. Резюме – нам предлагается одна из самых сильных историй любви за последние годы.