В украинский прокат (в степени его широты пока есть определенные сомнения) выходит фильм Владислава Чабанюка «Черный казак» по сказкам Сашка Лирника, который примечателен в первую очередь тем, что он является народным – по крайней мере, по принципу финансирования: создавался он коллективом энтузиастов из Легедзина под Уманью, которые сумели зажечь своей страстью массу людей.
Анна (Марина Юрчак) живет тихой и понятной жизнью: у них с супругом-казаком Иваном хозяйство среднего достатка, она ждет первенца, но именно в этот момент Иван отправляется в поход. И не возвращается из него. Но жизнь идет своим чередом: зиму сменяет весна, у нее рождается дочка Евдошка. Но трудно вести хозяйство в одиночку, и, казалось бы, эту проблему можно решить – на селе живет казак Арсен, явно к ней неравнодушный, да и отец Ивана изо всех сил старается подыскать ей спутника жизни. Но лежит к ним сердце Анны, да и по ночам порой происходят разные чудеса – то большое поле оказывается вспаханным, то к утру появляются новые ворота, то деревянная лошадка для дочери в хате обнаружится… И каждое такое событие сопровождается тревожным красно-черным сном Анны.
За создание «Черного казака» Владислав Чабанюк взялся ровно 10 лет тому назад, а съемки фильма длились 2 года (остальные восемь лет ушли на осмысление снятого). И эти обстоятельства не могли не сказаться на качестве ленты (очевидно, что порой одни и те же сцены снимались с огромным перерывом и порой на аппаратуре совершенно разного качества). Но не это является главной проблемой фильма (и даже не качество актерской игры, пожалуй, лишь к Марине Юрчак трудно предъявить какие-то серьезные претензии), а слабость драматургии: первые 60-70 минут фильма еще воспринимаются как некое целостное видение сказочной реальности, но после сцены с высыпанием Анной креста из освященного зерна повествовательная конструкция начинает хромать уже на обе ноги – появляются неоправданные длинноты, а рассказчики все чаще отвлекаются от сути рассказа. Но повторимся еще раз – упорству храбрых поем мы песню. Столь настойчиво и в течение такого длительного времени гореть идеей (и не просто гореть, но увлекать за собой самых разных людей – в их числе и «Пикардийская терция», и «Даха Браха») – это дорогого стоит. Так что если ради этого вы, уважаемый зритель, готовы закрыть глаза на драматургические огрехи, технические огрехи и очевидные ошибки (по незнанию – ведь главные действующие лица творческой группы не являются киношниками), то «Черный казак» - это ваше кино.