«Донбасс»: пейзаж гуманитарной ядерной зимы. - рецензия на фильм Донбасс

Войти через
Регистрация
 
«Донбасс»: пейзаж гуманитарной ядерной зимы.
 
Фильм Донбасс

До сегодняшнего дня очень талантливые документальные фильмы Сергея Лозницы перевешивались более чем спорными игровыми – последнюю треть «Кроткой» с её сюрреализмом в стиле фильмов Карена Шахназарова времен Перестройки невозможно было смотреть без чувства стыда за авторов. В «Донбассе» режиссер решился соединить воедино две свои ипостаси, документалиста и художника, и покадрово воспроизвел с помощью актеров (преимущественно, непрофессиональных) любительские ролики из YouTube, которые показывают послевоенный быт обитателей непризнанных республик «ЛНР-ДНР».

Сам Лозница признавал, что вдохновлялся «Призраком свободы», более того – использовал структуру сюрреалистического шедевра Бунюэля, последовательно разворачивая тринадцать эпизодов, связанных между собой только случайными персонажами.

С художественной точки зрения результат получился весьма впечатляющим, на уровне динамитного заряда дебютной ленты Лозницы «Счастье моё», радикальному исследованию человеконенавистнической природы советского и постсоветского сознания (между которыми автор установил знак равенства). Любопытно, что в обоих случаях: и в «Донбассе», и в «Счастье моём», вывод делается один – это не лечится, проще всех убить и начать человеческий проект заново.

В кадре нового фильма Лозницы нет ни одного нормального человеческого лица, вместо лиц – гротескные маски, отмеченные печатью вырождения. Реальность Донбасса выглядит нелепо, временами потешно, но в то же время жутко – как тот казачок Бабай, о котором все понимают, что это ряженый, но с настоящим автоматическим оружием в руках, стрельнет не задумываясь: здесь вообще не принято думать.

Фактически, «Донбасс» последовательно расчеловечивает всех по ту сторону блокпостов, даже тех, кто этого, казалось бы, не заслуживает: например, стариков, вынужденных ютиться в подвальных бомбоубежищах. Но разве не эти люди воспитали поколение моральных уродов, которые стали хозяевами жизни в непризнанных республиках? Особенно ярко талант Лозницы как сатирика самого черного толка (даже в самых страшных фильмов Балабанова мир не выглядел столь безнадежным) проявляется в сцене свадьбы боевиков в местном доме культуры: фактически, это приговор Донбассу как территории, обреченной на вырождение. Такой себе пейзаж гуманитарной ядерной зимы.

И в этот момент, когда вас пронзает страшная догадка, что «Донбасс», по своей сути, гениальный пропагандистский фильм, приходит понимание разницы между истинным искусством и кинематографической продукцией широкого потребления. (Тема, которой мы уже касались в разговоре об ирландском вестерне «Черный 47-й».) Несмотря на то, что одновременно в прокат вышел «военный приключенческий фильм» Зазы Буадзе «Позывной «Бандерас» и выйдет еще немало патриотических лент, других Госкино в ближайшее время обещает не ждать, – после «Донбасса» тему войны на Востоке в украинском кино можно смело закрывать.

Рецензия на фильм Донбасс 2  
Усы Тарковского 19 октября 2018
Комментарии
 
Имя
22 апреля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

Другие рецензии автора

Однажды Роберту Рэдфорду приснилось, что он Клинт Иствуд

Нужно отдать должное Рэдфорду: улыбающийся дедушка с альцгеймером, зачем-то продолжающий грабить банки, хотя уже и сам давно забыл, зачем...

— 09 января 2019

 
«Наркокурьер» Клинта Иствуда: старый The Mule борозды не испортит

Спустя десятилетие после «Гран Торино» Иствуд снова входят в ту же реку с историей о старикане, который олицетворяет собой...

05 января 2019

«Эшер»: нечастый бенефис Рона Перлмана

Актер уникальных внешних данных, умеющий быть одновременно и трогательным, и грозным, и смешным, прекрасно раскрывается во второстепенных...

26 декабря 2018

 
«Под Сильвер-Лейк»: маленький шедевр, который никто не заметил

«Под Сильвер-Лейк» – это фильм-трикстер, насмешник и обманщик, готовый повернуться к вам любой стороной: каждый зритель...

11 декабря 2018

Второй шедевр постановщика "Иды"

История любви пианиста и певицы в послевоенной Польше как пример частной истории, за которой открывается масштабная панорама эпохи.

11 ноября 2018

 
Оценка автора
8,2 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 292



fk tw