Ограбление по-украински. Даже два.
Ретро-тему в антураже «винтажной» Галичины после «Відданої» парадоксальным образом подхватил фильм «Экс».
Итак, Восточная Галиция, 1932-й год. Проснувшись утром после бурно проведенной ночи, молодой львовский батяр обнаруживает, что лишился всех средств к дальнейшему веселому существованию, и по наводке приятеля детства решает пополнить прохудившийся бюджет привычным для мелкого проходимца способом – взломав кассу крестьянского кооператива. Параллельно готовится другое ограбление - группа бойцов УВО (Украинской Войсковой Организации, занимавшейся в то время подготовкой антипольского восстания) собирается ограбить крупное почтовое отделение. И если первое ограбление – типичный мелкий бандитизм с целью личного обогащения, то второе является распространенной в то время практикой экспроприации средств для финансирования самой организации, а также помощи голодающим украинцам из-за Збруча, т.е. с территории Украины советской. Однако судьбы столь разных (по целям) грабителей неоднократно пересекутся самым парадоксальным образом…
Одна из причин с искренними вниманием и интересом относиться к современному украинскому кино состоит, без сомнения, в том, что ничего (или почти) подобного в других кинематографах ты не найдешь. Этот, на первый взгляд, экшн (что следует и из названия) благодаря своим двум столь непохожим сюжетным линиям оказывается настолько эклектичным, что как бы одновременно весьма парадоксальным образом существует в нескольких стилистических и жанровых слоях. Залитые насилием и кровью сцены a la Тарантино здесь могут спокойно сочетаться с абсолютно беспримесной «региональной этнографией», а некий брутальный драйв – с идеологически выдержанными монологами и вызывающим некоторое недоумение в 21-м столетии довольно нафталинным пафосом. Насколько «склеились» все сцены в единое целое – каждый увидевший рассудит сам, но в том, что ничего подобного даже столь богатый на сюрпризы разной приятности украинский кинематограф еще не производил – сомнений быть не может.
Сергей Локотко