В столичном кинотеатре «Киевская Русь» прошло амбициозное (по замыслу его организаторов) мероприятие – показ альманаха украинских короткометражных фильмов, которые будут показаны на предстоящем 70-м Каннском фестивале в рамках программы Short Film Corner. Увиденное вызвало у автора этих строк крайне противоречивые чувства и ощущения.
«Отдача» (первоначально имелась ввиду отдача при выстреле огнестрельного оружия) Анастасии Лавриненко, пожалуй, самый зрелый фильм из числа вошедших в альманах, но и он страдает от определенной надуманности драматургической линии: некий мужчина для оплаты обучения своего сына-скрипача за границей цинично торгует оружием на востоке нашей страны, продавая его как украинским военным, так бойцам-сепаратистам. Но в какой-то момент его настигает расплата: во время очередного коммерческого вояжа на оккупированной территории оказывается, что его сын не уехал обучаться на Запад, а стал снайпером (!!!) и попал в плен. Его возвращают отцу в качестве платы за очередную партию оружия, но и на этом возмездие не заканчивается.
«Медея» Николая Засеева, названный организаторами «экспериментальным» фильмом, пал жертвой экспериментаторства своего автора – миф о Медее, который якобы лег в основу этой ленты, читается весьма слабо (если вообще читается), скрываемый достаточное претенциозным декламацией стихотворных произведений, нарочитой актерской игрой и попытками ассоциативного монтажа.
Социальный ролик от Дениса Кушнарева и Романа Орлова «Симфония-диагноз», также затрагивающий животрепещущие темы войны на Востоке Украины, вопреки утверждениям автором, является не «рефлексией», а прямолинейным и однозначным воззванием.
«Кружева» Лидии Гужвы и Тараса Рыбальченко также пытается затронуть тему войны на Донбассе, но не выдерживает драматургической слабости сюжетной конструкции и валится под натиском надуманных символов и неубедительной работы исполнительницы главной женской роли.
Экзерсис в стиле «синема-веритэ» Face Control от Ольги Стуги можно было бы признать удачным, если бы не натужные диалоги, вложенные в уста двух главных героев.
Анимация 16-летнего Никиты Тимощука «Сможешь ты все» демонстрирует наличие у ее автора известного потенциала, требующего бережного развития в будущем.
Все описанные недостатки лент альманаха можно было списать на молодость и неопытность их авторов, но ведь есть же и противоположные примеры – авторы лент альманаха «ОМКФ: лучшее коротко» немногим старше режиссеров, чьи фильмы представят Украину на Short Film Corner.