Остров Веры и Надежды
Да, сложно писать рецензию на такой фильм. Тут не разложишь все по полочкам, не разберешь все до винтика, не проведешь везде четких причинно-следственных
связей. Это не просто фильм, это кусок жизни. Актеры в нем не играют, а живут. Живут именно той жизнью, конца семидесятых. Но эти люди близки и нам,
живущим уже в XXI веке, ибо человека по-прежнему терзают сомнения, он по-прежнему в поиске смысла своего существования, душевной гармонии.
Сменился
социально-политический антураж, на смену одной доктрине пришла другая и не поймешь, какая из них более опасная для мятущихся душ Туманные и не различимые
очертания вершин коммунистического рая сменились золотыми, слепящими глаз вершинами материального благополучия как конечной цели , которой должна быть
подчинена вся человеческая жизнь. А душа как тогда, так и сейчас бьется, не находит покоя, чувствуя частичкой своей Божественной сущности, которой она и
является, всю фальшь этих идолов богатства и стяжательства. И хорошо, что бьется, не спит, значит, есть шанс спастись.
Герои фильма узнаваемы и близки нам.
Для кого-то это отцы и матери, для кого-то – уже бабушки и дедушки, а какой-то мере, повторюсь, и мы сами в том же поиске и борениях. Меня фильм в первую
очередь и покорил своей жизненностью. В нем нет лубочных героев, причесанных и прилизанных волосок к волоску. Это касается как простых мирян, так и
представителей монашеской братии.
Что касается простых людей, для каждого из которых этот остров стает островом последней надежды, а для некоторых, возможно и первым шагом на пути
переосмысления своей жизни, то все их трагедии сурово жизненны, а не искусственные и приторно-слезливые. О подобном мы слышим чуть ли не каждый день и
сегодня. И это еще один важный урок: путь ко спасению нередко лежит через скорби, ибо многие вспоминают о Боге в тяжкие часы испытаний, а в минуты радости
забывает о Божиих милостях подобно тем девяти исцелившимся прокаженным.
Взять хотя бы эту молодую женщину с покалеченным дитем. Стоило свершиться акту
Божественного милосердия, на первый план выходит мирская суета, до последней минуты казавшаяся столь ничтожной и малозначимой. Институт, проекты, которые
надо сдать и без которых, судя по ее переживаниям, остановится прогресс. Куда уж тут до дела спасения?! И кто скажет, что эта история не жизненна? Она и
сейчас актуальна для нас и, как ни парадоксально, может еще больше, чем 30 лет назад. Сегодня, слава Богу, возрождается Православие, строятся храмы, в
которые можно прийти, не опасаясь зоркого глаза кегэбиста, мы получили доступ к богатейшему духовному наследию, которое оставили нам тысяча лет Православия
на Руси, возрождается священство и монашество.
Но на злобу дня вышла та самая уже упомянутая мной проблема золотого тельца на окутанной туманом призрачной
вершине. И мир начинает настолько же трудный, насколько бессмысленный подъем к этой вершине. Темп жизни ускоряется, каждый день надо куда-то спешить, решать
гору, на первый взгляд, таких важных проблем и все туда, вперед, к материальному достатку и процветанию. И некогда хоть на минуту остановиться и
задуматься: а зачем? Для чего? Нет времени задуматься о собственной жизни, собственных грехах, страстях и неизреченной Божией милости, которой даруется нам
каждый день жизни.
Это, увы проблема не только людей, далеких от веры, но и людей верующих. Может, поглядев на эту женщину в фильме, мы о чем -то задумаемся
и что-то изменим. Дай Бог!..
Что касается монашества и его изображения в картине. Безусловно, на спасительном монашеском пути каждый достигал своей высоты, каждому была отмеряна своя
величина и тяжесть подвига монашеского подвижничества.
И в те годы такие подвижники тоже были и мы знаем о них. В фильме мы тоже видим подвижников –
подвижников в начале пути. У каждого из них своя внутренняя жизнь, свои сомнения и своя борьба. Но тем не менее они четко определили свой путь, свернув на
узкую дорогу спасения и идут по ней, спотыкаясь, и падая, но вновь поднимаясь и продолжая путь. Это касается и настоятеля обители отца Филарета, и отца
Иова, а самого старца Анатолия. У каждого их них за спиной уже 60 лет безбожия и атеизма в нашей истерзанной безверием России и тем труднее им держаться
“правая стези”, но они держатся.
То. что в картине мы видим именно таких монахов, огромный плюс для нее. Если бы увидели в фильме служителей, уже достигших
высокого духовного уровня /насколько это вообще возможно человеку/ мы бы абсолютно оправданно благоговели перед ними, сожалели бы о собственных
ничтожестве, суетности и никчемности. Но одновременно в наши сердца незаметно и коварно заползал червь отчаяния и ощущения того, что мы на эти высоты
сможем смотреть только из омута наших страстей, не мечтая стяжать и сотой доли той благодати, дарованной этим людям. Фильм показывает их в начале пути,
то, чего они начали. Мы видим перед собой таких же, как и мы. Сомневающихся и переживающих, тех, которые еще только вчера жили рядом с нами и лишь недавно
избрали своим путем монашество. Следовательно надежда на спасения есть для каждого из нас, Господь не лишает ее никого, ибо каждому желает спасения,
поддерживая и укрепляя. Важно понять это и твердо следовать этой дорогой с упованием на помощь и промысел Божий.
Ценность фильма, безусловно, и в том, что он развенчал мифы о монахах и монашеской жизни, до сих пор бытующих в нашем постатеистичском обществе.
Признаюсь
честно, даже меня, немного уже знакомого с укладом жизни православного монастыря, немного смутил юмор и шутки в стенах обители, показанные в этом фильме. И
только потом поймал себя на мысли: а почему нет? Ведь снова-таки, люди живые, пусть и монахи. Почему не может быть места шуткам? До известного предела,
конечно. Таким образом, фильм может стать мостом между обществом и Церковью, лучше понять монашество как путь духовного совершенствования, который доступен
каждому при условии искреннего и твердого стремления изменить свою жизнь и подчинить ее исключительно делу спасения души и служения Богу путем отказа от
всего мирского и суетного. Очень хочется надеяться, что фильм сломает стереотипы, сложившиеся в обществе за десятилетия воинствующего атеизма
Ну и наконец сам главный герой отец Анатолий, жизнь которого стает ярким примером подвижничества, Господней любви и милости у упавшему, но стремящемуся
подняться человеку. Удивителен и непостижим промысел Божий! Вспомним гонителя христиан Савла, ставшего одним из самых пламенных проповедников Веры Христовой
и Первоверховным Апостолом. Павлом. Тут человек тоже совершает одни из самых страшных грехов – грех Иуды, грех предательства. Но он не только получает по
милости Божией шанс и время для покаяния и спасения, но по неведомому промыслу Божию становится учителем и наставником для других. И не только для мирян,
но и для братьев-монахов, сочетая подвиг старца с подвигом юродивого. Может, потому что человек, так остро и глубоко переживающий собственные грехи, может
лучше понять и утешить других упавших, помочь им подняться. То есть нам явлен пример и любви Бога к человеку и, как продолжение ее – любви человека к
ближнему. И конечно так глубоко и искренне передать такую силу веры, любви и молитвы мог, безусловно, лишь человек верующий и воцерковленный, поэтому выбор
на эту роль Петра Мамонова полностью оправдан.
Вспомним и то, что Тихон, от всего сердца простивший Анатолия, - человек неверующий /пока?/ Но это лишний раз подтверждает суждение о том, что каждая душа
- христианка.
Хочется также отметить в фильме музыку и операторскую работу, которые вместе и профессиональной игрой актеров создают целостную органичную картину.
В заключение хочется пожелать только одного: чтобы было больше таких глубоких и проникновенных фильмов, чтобы было больше таких островов, где каждый
страждущий и жаждущий могли обрести Веру и Надежду.