'Остров': лубок или прозрение
Павел Лунгин снял продолжение «Такси-блюза» и «Луна-парка». В том смысле, что эти фильмы объединяет с предлагаемым нашему вниманию «Островом» не только исполнитель главной роли (Петр Мамонов), но и авторская стилистика, и, главное – основное желание режиссера. А желал он (и не перестает это делать) кажется одного – потрафить представлениям западного зрителя о так называемой загадочной русской душе. И это ему вполне удается – чего стоит только показ «Острова» на церемонии закрытия последнего Венецианского фестиваля. Сей факт для практически любого режиссера является весьма значимой вехой в биографии, уступающей разве что получению «Золотого льва» (или «Пальмовой ветви», или «Оскара» - ненужной зачеркнуть).
И вроде бы трудно поспорить, что, излагая житие некого святого (Петр Мамонов), трудно (да и нужно ли?) выходить за каноны веками устоявшегося жанра: тут тебе и смертный грех, заставивший его стать на путь искупления, и некая юродивость и отторжение мира сего, сделавшая его в глазах простых смертных «божьим человеком», и демонстрация пары-тройки положенных по тому же канону чудес, да и уход пред очи Господа вполне в духе православной традиции. Да не отпускает ощущение некой лубочности и ходульности. Может из-за актерского ансамбля, в котором правдоподобен разве что господин Мамонов, да и то, наверное, в силу своих внутренних человеческих особенностей, а не стараний режиссера. А вот присутствие на экране господ Дюжева и Сухорукова глаз режет, и оправданно может быть, по нашему скромному мнению, лишь конъюнктурой, сиречь раскрученностью. Хотя, как гласит заповедь Господа нашего – не суди, да не судим будешь. Сходите – посмотрите, потом обсудим.