Венецианский фестиваль: от фашизма к неореализму
История, часть 3: 40-е годы
Как мы уже отмечали в предыдущей статье об истории Венецианского фестиваля, 40-е годы прошлого столетия стали одним из сложнейших периодов в истории мероприятия. С 1938 года политическое давление на фестиваль начинает разрушать его авторитет, а в начале сороковых ситуация вокруг фестиваля дегенерирует до той степени, что в 1940-м, 1941-м и 1942-м годах фестиваль проходит вдали от дворца кино на острове Лидо, а сами эти фестивали в дальнейшем были признаны не состоявшимися. В конкурсе участвуют только произведения и режиссеры из стран оси Рим-Берлин, атмосфера форумов скорее пропагандистская, чем художественная.
В 1946-м году Венецианский фестиваль возобновляет свою работу, но конкурсные показы проходят не в Дворце Кино на острове Лидо, а в кинотеатре «Сан Марко». Происходит это по очень простой причине – дворец занят союзными войсками. (С такой же проблемой в это время столкнется и Каннский фестиваль). Новый директор фестиваля Элио Дзордзи пытается восстановить международный престиж Венеции, уничтоженный во время Второй Мировой. Фестиваль 1946-го года впервые проходит не в августе, как предыдущие, а в сентябре – это было результатом соглашения с Каннским фестивалем, который в том году впервые начал свою работу 20 сентября.
Венецианский фестиваль второй половины 40-х годов проходил под знаком неореализма – одного из самых значимых явлений в истории итальянского и мирового кинематографа. В конкурсе фестиваля были представлены такие знаковые фильмы этого направления как «Пайза» (1946) Роберто Росселини, «Трагическая охота» (1947) Джузеппе де Сантиса, «Без жалости» Альберто Латтуады и «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти. Интересно, что невзирая на несомненную высокую художественную ценность и успех у публики, эти фильмы не получили поддержки тогдашней критики.
В конце 40-х годов Венецианский фестиваль вновь принимает таких великих режиссеров мирового кино как Орсон Уэллс, Лоуренс Оливье, Фриц Ланг, Джон Хьюстон, Клод Отан-Лара, Дэвид Лин, Анри-Жорж Клузо, Жан Кокто, Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер.
С нормализацией ситуации возвращаются на фестиваль и «иконы» мирового кино той эпохи: Рита Хэйворт, Джозеф Коттен, Оливия де Хэвиленд, но главной звездой фестиваля тех времен была итальянская актриса Анна Маньяни, которая в 1947 году получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в ленте «Депутатка Анджелина» Луиджи Дзампы.
Фестиваль 1947 года проходит в великолепных антуражах исторического «Дворца Дожей». Этот год также отмечен возвращением в конкурс Венеции лент из Советского Союза и появлением в нем фильмов из стран народных демократий. Например, чехословацкая лента «Сирена» режиссера Карела Стеклы получила первый приз фестиваля, который присудило возобновленное международное жюри.
В 1949 году под руководством нового директора Антонио Петруччи фестиваль окончательно возвращается на остров Лидо и во Дворец Кино. В этом же году учреждается новый приз фестиваля – «Лев Святого Марка» за лучший фильм – который был вручен французской ленте «Манон» одного из самых интересных и неоднозначных режиссеров Франции Анри-Жоржа Клузо.
Венецианский фестиваль на пороге 50-х годов, в течение которых форум окончательно утвердится как один из самых авторитетных международных кинофестивалей.
Алексей Першко 11 июля 2011