Гипермасштабная буффонада
Еще недавно казалось, что образцом глубины проработки характеров в большом американском кино является франшиза про трансформеров. Теперь в этой области задана новая планка, а произошло это в ленте Питера Берга «Морской бой».
На кого рассчитывали создатели этой невероятно масштабной постановки предельно ясно: если речь о Штатах, то очевидно, что в угоду заказчику (ВМС США) сценаристы (которым надо воздать должное за невероятную задачу переноса на экран всем известной одноименной игры) и режиссер трудились над очередным, пусть и несколько растянутым, рекламным роликом; если же говорить об отечественной аудитории, то для подавляющей ее части поход в кино – это способ как можно полнее и глубже отключить мозги. «Морской бой» - идеальная для этого возможность: эффекты потрясают своим размахом (Майкл Бэй тихо плачет в сторонке), сюжет изумляет полным отсутствием самого себя как такового (авторы даже не удосуживаются хоть как-то обозначить цели злобных ящероподобных пришельцев), а любой (естественно длинноволосый) лузер, путем забривания головы не только становится командиром линкора, но и общенациональным (да что там – общечеловеческим) героем.
Хотя степень безмозглости «Морского боя» столь велика, что волей-неволей закрадывается подозрение: а не прикалывается ли над зрителем протеже Майкла Манна Питер Берг – вроде и корабли американской эскадры называются странновато (например, линкор, которым командует волею судеб главный герой носит имя великого басиста и клавишника Led Zeppelin Джона Пола Джонса), да и трюки и маневры, проделываемые кораблями в ленте, вряд ли могут прийти в голову здравомыслящему человеку и скорее присущи очередному супергеройскому кино…
Но нет, кажется, что все-таки Берг совершенно серьезен, и от этого становится совсем уж печально, хотя что это мы – стоит лишь отключить мозги, как все стает на свои места: и линкор, способный увернутся от ракеты путем моментального разгона с места, и Рианна, весь текст которой сводится к фразе «Бум!», и впечатляющий переход с задницы Бруклин Деккер на глубины Вселенной. Вот только удивительным свойством такого рода кино является то, что с каждым таким фильмом включить после просмотра мозги обратно становится все сложнее и сложнее. Наверное потому, что мозги – такой механизм, который не поддается включению-выключению – они или есть, или их нет.