Вечный enfant terrible современного французского кино Франсуа Озон своему новому фильму «В доме» придал форму триллера, но триллера-пастиша. Как и пастиччо – опера, составленной из фрагментов других опер - его лента соткана из множества культурных кодов, отсылок и ассоциаций.
При этом Озон, привыкший менять жанры едва ли не в каждом своем новом фильме, впервые в своей режиссерской карьере подряд снимает два фильма, схожие как по тональности, так и резво-игривому ритму. Помимо этого, Озон заимствует из своего предыдущего фильма «Отчаянная домохозяйка» и мотив постореннего объекта, вторгающегося на чужую ему территорию, только героиню Катрин Денев, вторгшуюся на мачистскую территорию завода ее мужа, сменяет персонаж более эротичный и опасный – Клод.
Клод, лицеист из бедной семьи (открытие фильма Эрнст Юмоэр), ввязывается в опасное и несколько извращенное предприятие – он проникает в повседневную жизнь семьи из среднего класса, чтобы соскоблить с нее слой скуки и эмоционального убожества. При этом он ежедневно описывает свои похождения в своего рода фельетонах, читателем которых становится его преподаватель литературы (Фабрис Лукини), для которого это чтиво тоже становится отличным поводом всколыхнуть тишь своего повседневного существования. По мере того, как миссия по проникновению прогрессирует, предвещая неминуемый взрыв семьи-жертвы, между пылким учеником и брюзгливым учителем, зарождается странная связь, основывающаяся на взаимном обожании и тайных желаниях.
В намерения Клода, как и его автора Франсуа Озона, не входит критика затхлости существования среднего класса: их больше интересует тщательное препарирование способов порождения вымысла(и шире – литературы) и его кодов.
«В доме» - это «Теорема» Паззолини, переписанная автором «Восьми женщин», причем переписанная почерком как никогда твердым, отточенным и игривым.
В упомянутом в названии доме Озон снимает нечто большее, чем просто среднестатистическую буржуазную семью: он дает архетип французской семьи среднего класса с женой, погрязшей в бытовой депрессии (Эмманюэль Сенье), глупыми отцом и сыном, жизнь которых взбудоражена вторжением нового и желанного объекта.
Пастиш «В доме» убедительно доказывает, что его автор находится на пике своей сатирической формы, и в целом кинематографу Франсуа Озона рутина не грозит, о чем бодро заявляет и финальная реплика ленты – «Продолжение следует».