Режиссер Тарас Ткаченко снял фильм «Гнездо горлицы», поданный продюсерами на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета для возможного включения его в список претендентов на номинацию на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Впрочем, в его состоятельности есть определенные сомнения, причем – возможно – не по вине автора.
Дарина (Римма Зюбина) возвращается из Италии на короткую побывку в родное карпатское село, где ее ждет семья – супруг Дмитрий (едва ли не последняя роль Виталия Линецкого) и дочь Мирослава (Александра Сизоненко). Уже с первого же шага по родной земле у Дарины зарождаются сомнения в том, так ли ее ждут близкие: ее не было дома почти 2 года, муж, ни шатко ни валко строящий их усадьбу зеленого туризма «Гнездо горлицы», помаленьку начинает пить (да и туалет по привычке построил на улице, а не внутри, со всеми удобствами), а дочь потихоньку отрывается от корней, ведя студенческий образ жизни в большом городе, что приводит к нежелательной беременности. А в солнечной Италии (а если точнее – в Генуе) у нее есть работа и вроде бы любящий работодатель Алессандро (Мауро Чиприани), и все же ее гложут сомнения – стоит ли возвращаться в этот кажущийся рай? Но дальнейшие события развернутся так, что у нее не останется выбора…
«Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко – один из плодов того процесса, который нынче принято называть возрождением украинского кинематографа, ведомого Государственным Агентством Украины по вопросам кино. Фильм этот обладает рядом достоинств, главное из которых – злободневность темы заробитчанства, разрушающего сотни и тысячи украинских семей. Есть у него и формальные признаки прогрессивности – он является чуть ли не первым совместным украинско-итальянским проектом. Имеется у «Гнезда горлицы» и ряд художественных черт, которые нельзя не отметить – в первую очередь, это музыка итальянца Стефано Лентини и операторская работа украинца Александра Земляного. Надо полагать, именно они помогли фильму завоевать «Золотого Дюка» 7-го Одесского МКФ за лучший полнометражный украинский фильм. Но есть и недостатки – несколько старомодная манера повествования, определенная его аритмия, ощутимая искусственность диалогов (последнее, впрочем, отмечает большинство современных украинских фильмов) и драматургическая незавершенность. Хотя в последнем, возможно, автор «Гнезда» и не виноват – есть ощущение, что фильм подвергся переделке (автору этих строк доводилось знакомиться с этим проектом на разных этапах его создания и финал сильно отличался от того, что зритель увидит на экране), которая не в лучшую сторону сказалась на его драматургических качествах и силе эмоционального воздействия. Увы.