«Америка – не страна, а бизнес. Так что гони бабки» - кидает своему визави герой Брэда Питта. Похоже, австралиец Эндрю Доминик, снявший ленту «Ограбление казино» (хотя в очередной раз заметим, что оригинальное название – «Убей их нежно» - здесь куда уместнее), готов подписаться под ними.
Ведь уже второй фильм подряд (предыдущий – «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом») Доминик последовательно занимается демифологизацией американских мифов. На этот раз под его камеру-скальпель попал миф об американском индивидуализме, финансовой системе страны и крутых парнях в кожаных куртках и со стволами в руках. Где-то на задворках индустриальной Америки (скорее всего в Бостоне, Бальзаком дна которого считается автор литературной первоосновы фильма романа «Сделка Кугана» Джордж В. Хиггинс) двое недоумков по наущению хозяина мелкой химчистки берутся ограбить подпольное казино, надеясь, что все стрелки будут переведены на его хозяина, который уже однажды провернул ограбление собственного заведения. Так оно и случается, вот только крутым парням в тяжелых экономических условиях приходится заботиться и о количестве получаемых заказов, которые все дешевеют. Так что на орехи достается всем… Доминик перенес действие романа из 70-х в точно определенный временной отрезок – предвыборную президентскую кампанию в Штатах 2008 года, о чем настойчиво напоминают врезки из речей тогда еще сенатора Обамы, предыдущего президента Джорджа В. Буша и прочих экспертов, и сделал он это явно не случайно – это еще один уровень демифологизации. А первый уровень состоял в том, что режиссер показал криминальный мир как еще одну скучную отрасль американской экономики, так же страдающую от финансового кризиса, как и остальные. Но тут еще к банкротству финансовому добавляется и моральный распад: словно в издевку Доминик врезает в действие (но не экшн!) эстетизированные при помощи самых современных технологий куски насилия, в котором гибнут обитатели криминального мира. Делает это он не для того, чтобы показать, что и так он умеет снимать, а чтобы этим контрастом подчеркнуть ничтожность этих глупых и опустившихся людишек.
И тут совершенно на месте Брэд Питт, который всячески стремится участвовать в подобного рода проектах (он – один из двух продюсеров ленты)- его подчеркнуто маскулинный Джеки прежде чем взяться за оружие будет долго торговаться за цену своих услуг, а затем часть работы попытается сделать чужими руками. И в этом смысле его разглагольствования и поступки становятся едва ли не зеркальным отражением нынешнего президента (хотя, впрочем, и предыдущего, и всех последующих). А весь фильм превращается не только в деконструкцию очередного американского мифа, но и в метафору нынешнего состояния всей этой страны.