Войти через
facebook google
 

У каждого свое кино


Рецензия на фильм: Майдан
Фильм Майдан

В рамках программы «Путь к свободе» 5-го Одесского международного кинофестиваля состоялась премьера документальной ленты «Майдан» Сергея Лозницы, которая стала совершенно новым опытом для режиссера и одним из самых дискутируемых фильмов официальной программы ОМКФ.
Лента вызвала самые противоположные реакции – от пения Гимна Украины вместе с единственным героем ленты – народом, до упреков в излишней холодности и отстраненности повествования. Но корень понимания этой ленты лежит в творческих принципах этого на данный момент самого известного в мире  украинского режиссера и в том, какие кардинальные изменения они претерпели в ходе создания «Майдана». Если ранее, как утверждает сам режиссер, приступая к созданию новой ленты, он всегда знал, с чего она начнется, как она будет выстроена и чем завершится, то работа над «Майданом» была совсем иной. Фильм рождался одновременно с Историей, окончания которой знать не было дано никому, поэтому режиссеру пришлось по не совсем свойственному его творческой манере пути создания хроники. Отсюда – и четырехчастная структура ленты («Пролог», «Праздник», «Битва», «Послесловие»), и визуальный ряд, сложенный из длинных трехминутных планов, не сопровождающихся никакими комментариями, кроме звуков самого Майдана. Если же еще  учесть уверенность режиссера в том, что ни одно историческое событие не может быть адекватно зафиксировано средствами кино (как документального, так и игрового) по причинам ограниченности, как человеческого восприятия, так и технических средств кинематографа, то становится более понятной выразительная манера фильма, которая у многих и вызывает ощущение определенной холодности этого произведения в целом. Камера Сергея «Стефана» Стеценко никогда не фиксирует события слишком близко, в фильм сознательно не включены ключевые моменты Майдана, поскольку в этом и состоит авторская позиция Лозницы – «фильм снят там, но не совсем об этом». Да и стремился автор «не давить на слезные железы», так как слезы туманят разум, что само по себе противоречит способности увидеть и осмыслить. Но у каждого свое кино: никто не может отнять у автора права на собственное высказывание, на собственный комментарий к тому или иному событию. Главное, что комментарий этот вдумчивый, благожелательный и профессионально выверенный. Так что «Майдан» Сергея Лозницы (и сам факт его выхода в достаточно широкий национальный прокат) наверняка станет для зрителя новым опытом, как он стал таковым и для его автора.

0
Алексей Першко 22 июля 2014
Like

Имя:
14 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Золотой истукан Золотой истукан

 На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого...

11 октября 2019
Битва деревянных уиллов Битва деревянных уиллов

 Известнейший режиссер Энг Ли (из тех, кого часто – но ошибочно – причисляют к сонму визионеров) снял...

08 октября 2019
А обед – по расписанию А обед – по расписанию

 Анимация «Йети», которую сняла американка Джиил Калтон, показательна очень во многих отношениях – и...

02 октября 2019
Смех Феникса Смех Феникса

 Тодд Филлипс, ранее известный как комедиограф (кто же не помнит его трилогию про похмелье в разных городах США и мира?!), снял...

30 сентября 2019
Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс Щегол, Диккенс и Гарольд Роббинс

 На экраны Украины выходит один из самых ожидаемых фильмов года, который провалился даже у себя не родине – точнее, на родине...

23 сентября 2019