Фільм Ґарфілд у кіно 2024

У каждого свое кино


Рецензия на фильм: Майдан
Фильм Майдан

В рамках программы «Путь к свободе» 5-го Одесского международного кинофестиваля состоялась премьера документальной ленты «Майдан» Сергея Лозницы, которая стала совершенно новым опытом для режиссера и одним из самых дискутируемых фильмов официальной программы ОМКФ.
Лента вызвала самые противоположные реакции – от пения Гимна Украины вместе с единственным героем ленты – народом, до упреков в излишней холодности и отстраненности повествования. Но корень понимания этой ленты лежит в творческих принципах этого на данный момент самого известного в мире  украинского режиссера и в том, какие кардинальные изменения они претерпели в ходе создания «Майдана». Если ранее, как утверждает сам режиссер, приступая к созданию новой ленты, он всегда знал, с чего она начнется, как она будет выстроена и чем завершится, то работа над «Майданом» была совсем иной. Фильм рождался одновременно с Историей, окончания которой знать не было дано никому, поэтому режиссеру пришлось по не совсем свойственному его творческой манере пути создания хроники. Отсюда – и четырехчастная структура ленты («Пролог», «Праздник», «Битва», «Послесловие»), и визуальный ряд, сложенный из длинных трехминутных планов, не сопровождающихся никакими комментариями, кроме звуков самого Майдана. Если же еще  учесть уверенность режиссера в том, что ни одно историческое событие не может быть адекватно зафиксировано средствами кино (как документального, так и игрового) по причинам ограниченности, как человеческого восприятия, так и технических средств кинематографа, то становится более понятной выразительная манера фильма, которая у многих и вызывает ощущение определенной холодности этого произведения в целом. Камера Сергея «Стефана» Стеценко никогда не фиксирует события слишком близко, в фильм сознательно не включены ключевые моменты Майдана, поскольку в этом и состоит авторская позиция Лозницы – «фильм снят там, но не совсем об этом». Да и стремился автор «не давить на слезные железы», так как слезы туманят разум, что само по себе противоречит способности увидеть и осмыслить. Но у каждого свое кино: никто не может отнять у автора права на собственное высказывание, на собственный комментарий к тому или иному событию. Главное, что комментарий этот вдумчивый, благожелательный и профессионально выверенный. Так что «Майдан» Сергея Лозницы (и сам факт его выхода в достаточно широкий национальный прокат) наверняка станет для зрителя новым опытом, как он стал таковым и для его автора.

0
Алексей Першко 22 июля 2014


Avatar
Имя:
22 мая 2024

Другие рецензии автора


Лімінальний стан Пробивной чувак Лімінальний стан

Німецький режисер Моріц Мор представляє на суд українського глядача стрічку "Пробивний чувак", яка є для нього дебютом у великому...

14 мая 2024
Мавпа рижа Королевство планеты обезьян Мавпа рижа

Фраза про те, що режисер, який намагається перезапустити вдалу франшизу, здебільшого або взагалі не справляється із завданням, або ж...

8 мая 2024
Теніс: секс і кохання Соперники Теніс: секс і кохання

Ті з глядачів, які, йдучи на фільм "Суперники", очікували побачити фільм про теніс, будуть розчаровані. Не зовсім, звісно, але...

1 мая 2024
Джон Вік із нетрів Манкимэн Джон Вік із нетрів

Колись Дев Патель зробив собі ім'я, зігравши головну роль у Денні Бойла в "Мільйонері з нетрів". Зараз він подорослішав і знову...

17 апреля 2024
Погана і ще гірша Омен: Начало Погана і ще гірша

У перших рядках цього тексту, присвяченого виходу на екрани стрічки "Омен: Початок", варто зазначити, що вона перевершила...

4 апреля 2024