У каждого свое кино


Рецензія на фільм: Майдан
Фільм Майдан

В рамках программы «Путь к свободе» 5-го Одесского международного кинофестиваля состоялась премьера документальной ленты «Майдан» Сергея Лозницы, которая стала совершенно новым опытом для режиссера и одним из самых дискутируемых фильмов официальной программы ОМКФ.
Лента вызвала самые противоположные реакции – от пения Гимна Украины вместе с единственным героем ленты – народом, до упреков в излишней холодности и отстраненности повествования. Но корень понимания этой ленты лежит в творческих принципах этого на данный момент самого известного в мире  украинского режиссера и в том, какие кардинальные изменения они претерпели в ходе создания «Майдана». Если ранее, как утверждает сам режиссер, приступая к созданию новой ленты, он всегда знал, с чего она начнется, как она будет выстроена и чем завершится, то работа над «Майданом» была совсем иной. Фильм рождался одновременно с Историей, окончания которой знать не было дано никому, поэтому режиссеру пришлось по не совсем свойственному его творческой манере пути создания хроники. Отсюда – и четырехчастная структура ленты («Пролог», «Праздник», «Битва», «Послесловие»), и визуальный ряд, сложенный из длинных трехминутных планов, не сопровождающихся никакими комментариями, кроме звуков самого Майдана. Если же еще  учесть уверенность режиссера в том, что ни одно историческое событие не может быть адекватно зафиксировано средствами кино (как документального, так и игрового) по причинам ограниченности, как человеческого восприятия, так и технических средств кинематографа, то становится более понятной выразительная манера фильма, которая у многих и вызывает ощущение определенной холодности этого произведения в целом. Камера Сергея «Стефана» Стеценко никогда не фиксирует события слишком близко, в фильм сознательно не включены ключевые моменты Майдана, поскольку в этом и состоит авторская позиция Лозницы – «фильм снят там, но не совсем об этом». Да и стремился автор «не давить на слезные железы», так как слезы туманят разум, что само по себе противоречит способности увидеть и осмыслить. Но у каждого свое кино: никто не может отнять у автора права на собственное высказывание, на собственный комментарий к тому или иному событию. Главное, что комментарий этот вдумчивый, благожелательный и профессионально выверенный. Так что «Майдан» Сергея Лозницы (и сам факт его выхода в достаточно широкий национальный прокат) наверняка станет для зрителя новым опытом, как он стал таковым и для его автора.

0
Алексей Першко 22 липня 2014


Ім’я:
15 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 червня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 червня 2021