Фільм Уявні друзі 2024

У каждого свое кино


Рецензія на фільм: Майдан
Фільм Майдан

В рамках программы «Путь к свободе» 5-го Одесского международного кинофестиваля состоялась премьера документальной ленты «Майдан» Сергея Лозницы, которая стала совершенно новым опытом для режиссера и одним из самых дискутируемых фильмов официальной программы ОМКФ.
Лента вызвала самые противоположные реакции – от пения Гимна Украины вместе с единственным героем ленты – народом, до упреков в излишней холодности и отстраненности повествования. Но корень понимания этой ленты лежит в творческих принципах этого на данный момент самого известного в мире  украинского режиссера и в том, какие кардинальные изменения они претерпели в ходе создания «Майдана». Если ранее, как утверждает сам режиссер, приступая к созданию новой ленты, он всегда знал, с чего она начнется, как она будет выстроена и чем завершится, то работа над «Майданом» была совсем иной. Фильм рождался одновременно с Историей, окончания которой знать не было дано никому, поэтому режиссеру пришлось по не совсем свойственному его творческой манере пути создания хроники. Отсюда – и четырехчастная структура ленты («Пролог», «Праздник», «Битва», «Послесловие»), и визуальный ряд, сложенный из длинных трехминутных планов, не сопровождающихся никакими комментариями, кроме звуков самого Майдана. Если же еще  учесть уверенность режиссера в том, что ни одно историческое событие не может быть адекватно зафиксировано средствами кино (как документального, так и игрового) по причинам ограниченности, как человеческого восприятия, так и технических средств кинематографа, то становится более понятной выразительная манера фильма, которая у многих и вызывает ощущение определенной холодности этого произведения в целом. Камера Сергея «Стефана» Стеценко никогда не фиксирует события слишком близко, в фильм сознательно не включены ключевые моменты Майдана, поскольку в этом и состоит авторская позиция Лозницы – «фильм снят там, но не совсем об этом». Да и стремился автор «не давить на слезные железы», так как слезы туманят разум, что само по себе противоречит способности увидеть и осмыслить. Но у каждого свое кино: никто не может отнять у автора права на собственное высказывание, на собственный комментарий к тому или иному событию. Главное, что комментарий этот вдумчивый, благожелательный и профессионально выверенный. Так что «Майдан» Сергея Лозницы (и сам факт его выхода в достаточно широкий национальный прокат) наверняка станет для зрителя новым опытом, как он стал таковым и для его автора.

0
Алексей Першко 22 липня 2014


Avatar
Ім'я:
11 травня 2024

Інші рецензії автора


Мавпа рижа Королівство планети мавп Мавпа рижа

Фраза про те, що режисер, який намагається перезапустити вдалу франшизу, здебільшого або взагалі не справляється із завданням, або ж...

8 травня 2024
Теніс: секс і кохання Суперники Теніс: секс і кохання

Ті з глядачів, які, йдучи на фільм "Суперники", очікували побачити фільм про теніс, будуть розчаровані. Не зовсім, звісно, але...

1 травня 2024
Джон Вік із нетрів Манкімен Джон Вік із нетрів

Колись Дев Патель зробив собі ім'я, зігравши головну роль у Денні Бойла в "Мільйонері з нетрів". Зараз він подорослішав і знову...

17 квітня 2024
Погана і ще гірша Омен: Початок Погана і ще гірша

У перших рядках цього тексту, присвяченого виходу на екрани стрічки "Омен: Початок", варто зазначити, що вона перевершила...

4 квітня 2024
По тонкому льоду Мисливці на привидів: Крижана імперія По тонкому льоду

Режисер Джил Кінан, який відповідав разом із Джейсоном Рейтманом за сценарій попередньої ітерації "Мисливців за привидами", сів у...

19 березня 2024