Странные дети в очень странной киноадаптации
Подростковый роман «Дом странных детей мисс Сапсан», который вышел в 2011 году, – первая часть трилогии Рэнсома Риггза. Успех и огромная популярность книги говорили о том, что экранизация – лишь вопрос времени. Ну а кому можно доверить историю о детях с необычными талантами, которые вынуждены скрываться от человеческих глаз, путешествуя во времени, если не главному сказочнику Голливуда.
Тим Бёртон – один из немногих режиссеров, кто может похвастаться не только собственным визуальным стилем, но еще и устоявшейся тематикой своей карьеры. У Тима все просто – чем «чудесатей», тем лучше. Первые двадцать лет режиссер творил и удивлял – от «Биттлджуса» до «Суини Тодда», – все его сказки удачно сложились в пособие по тому, как снимать «по-бёртоновски». Сейчас ему остается только следовать этому пособию. В одном из своих интервью режиссер признался, что в душе остается ребенком и старается не выходить из собственного кокона, в котором нет критики и негатива. Его последние работы чем-то похожи на него самого, – они так же инфантильны и наивны. «Дом странных детей мисс Сапсан» не стал исключением.
Главный герой – Джейкоб – скромный подросток, который все свое детство провел, слушая истории дедушки о загадочном доме, населенном необычными детьми. После смерти деда Джейкоб решает отправиться на поиски этого места, но по прибытии он обнаруживает то, что можно назвать вольной импровизацией на тему Школы для одаренных подростков профессора Ксавьера. Затянутая первая часть фильма делает огромный акцент на способностях детей, совершенно игнорируя то, кто они, откуда и каково это – жить во временной петле, которая повторяет один и тот же день в течении 70 лет. Оригинальное название фильма называет детей скорее особенными или необычными, но локализаторы нечаянно уловили один из главных недостатков картины, назвав их просто «странными».
Сюжет, невзирая на свою нелогичность, отвечает требованиям Бёртона, находясь на грани между непредсказуемостью и абсурдом. Можно было бы склониться к первому, но фирменное сочетание готики и немецкого экспрессионизма в визуальной составляющей не совсем соответствует представлениям о детском фильме – в зависимости от аудитории, он может показаться либо страшным, либо смешным. В итоге, результат работы Тима Бёртона и сценариста Джейн Голдман («Люди Икс: Первый класс», «Kingsman: Секретная служба») вызывает множество вопросов, главный из которых – а для кого, собственно, этот фильм? Это сказка для детей и подростков? В таком случае она лишена обязательного компонента – морали. Или же это очередное проявление инфантилизма от Тима Бёртона?