И все-таки приквел
Как бы ни напускал туману Ридли Скотт по поводу содержания своей ленты «Прометей», она все-таки оказалась приквелом к его фильму 1979 года «Чужой». И при всем сходстве, «Прометей» принципиально отличается и от прародителя, и от всех последовавших за ним лент.
Отличается, в первую очередь, по тем вопросам, которые ставятся в фильме: «Прометей», с позволения сказать, теософская дума, фильм о сущности Бога и веры в него – веры даже в условиях, когда все доказательства отсутствия Бога налицо. Еще – это фильм о сущности человека, тема которой раскрывается на примере непременного персонажа фантастических фильмов Ридли Скотта – андроида (или робота-синтета – кому как больше нравится). Андроид этот, являясь с одной стороны беспрекословным слугой хозяина, с другой стороны завидует людям – завидует из-за отсутствия у него черт, присущих только человеку, как бы он (андроид) не пытался их приобрести, бесконечно пересматривая великого «Лоуренса Аравийского» великого Дэвида Лина.
Вернувшись к научно-фантастическому жанру через 30 с лишним лет, Ридли Скотт задался целью отвергнуть все накопившиеся за это время жанровые штампы (этим, не в последнюю очередь, потряс публику и его «Чужой»), в том числе порожденные упомянутым только что фильмом. Результат: вместо клаустрофобического космического триллера – космическая опера, вместо аскетичных антуражей «Чужого» - буйство дизайна «Прометея». Конечно, этому во многом благоприятствовали новейшие технологии, но и без идей и чувства меры создателя ленты тут не обошлось. Дело в том, что Скотт известен тем, что является ярым противником «зеленого» («синего») экрана, то есть технологии, при которой реальны только актеры, вынужденные играть и взаимодействовать с воздухом. Скотт же предпочитает переплатить за декорации и куклы, но выиграть на более реальных реакциях актеров. Глядя на результат (и это относится не только к «Прометею», но и, скажем, к «Гладиатору») ощущаешь правоту мастера. К тому же Скотт в своих лучших лентах всегда был мастером задавать каверзные вопросы с многозначными ответами из разряда «А снятся ли андроидам электрические овцы?» (правда, его он позаимствовал у великого фантаста Филипа Дика, но зато как интерпертировал!), а в «Прометее» он заручился поддержкой сценариста Линделофа, написавшего Lost. Да и Ганс Рудольф Гигер всегда останется Гигером. В общем, Скотт и репутации своей не посрамил, и основы для следующей трилогии с успехом заложил…