Нэвэргивап, или горе от гламура


Рецензия на фильм: Реальность
Фильм Реальность
«Реальность» (хотя, ИМХО, стоило бы оставить фильму его оригинальное английское название – это ведь опредление жанра, прижившееся и у нас, не так ли?) Маттео Гарроне обрамлена двумя роскошными длинными сценами, которые, как потом оказывается, задают всю  проблематику ленты.
Сцена, снятая с воздуха, показывает сначала спрутообразный Неаполь с его бесконечными бедными районами, а потом камера акцентирует внимание на золоченой карете, везущей молодоженов в некий отель – в эдакий свадебный Диснейлэнд. Практически противоположная по смыслу сцена завершит фильм спустя почти 2 часа.
Из нестабильного и хрупкого реального мира к ускользающей мечте (а назад) – вот маршрут, который предлагает проделать Гарроне вместе со своим героем в своем седьмом фильме (и втором его фильме, удостоенным Гран-При Каннского фестиваля – спустя 4 года после триумфа там же «Гоморры»).
Дебютная сцена не только неоспоримо красива, но и является программной: что предлагает нам режиссер – памфлет на бесконечные реалити-шоу? Ум и творческая сметка Гарроне расстроят эти ожидания, заставив режиссера сделать множество кажущихся ненужными шагов в сторону, чтобы предложить нам в итоге фильм, наполненный светом, добротой и нежностью.
Нам предстоит неотступно следовать за Лучано, оборотистым торговцем рыбой, который с «легкой» руки своих детей попадает в плен несбыточным мечтам, родом из шоу «Большой брат» («Дом» по-нашему). Уверенный в том, что только примерное поведение в жизни откроет ему дорогу в клаустрофобический мирок «Дома», он полагает, что находится под круглосуточной слежкой, что постепенно погружает его в пучину паранойи.
Мир как бесконечная съемочная площадка, изливающаяся с голубого экрана безграничная пошлость, культ никчемных звезд – все это ужа не раз показывалось как в великих фильмах («Джинджер и Фред» Феллини, «Король комедии» Скорсезе), так и в лентах рангом пониже («Шоу Трумана» Питера Уира или же недавняя «Суперзвезда» Ксавье Джанолли). Удача же «Реальности» держится скорее на тонкости психологических штрихов и деликатности взгляда на персонажей, а не на анализе все равно непобедимой системы.
Механизм телевидения, его цинизм и мертвящая логика мало интересуют Гарроне, для которого более значима наполовину феерическая, а наполовину пугающая сцена на легендарной студии «Чинечитта», задекорированной в кичевые цвета шоу. Не жалеет режиссер  времени и на то, чтобы попытаться показать красоту тел – пусть и самых некрасивых – своих персонажей, чтобы тем самым придать им немного достоинства, которое они, впрочем, очень быстро растеряют.
А Лучано – разве он не становится лучше, погружаясь в безумие?
И пусть ирония Гарроне зубаста, но есть в ней что-то от легкого укуса, остающегося на шее после (излишне) страстного поцелуя.
0
Алексей Першко 31 марта 2013
Like

Имя:
14 декабря 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Феномен «Джуманджи» Феномен «Джуманджи»

 На экраны Украины выходит формально вторая (а в целом – так и вообще 4-я) лента из франшизы «Джуманджы», которая...

12 декабря 2019
На ярком солнце На ярком солнце

 Совсем скоро на экраны выйдет французская лента, названная в нашем прокате «Мое жаркое лето с Софи». Картина эта,...

11 декабря 2019
Старое, доброе, французское Старое, доброе, французское

 Всего через 2 месяца после французского релиза украинский зритель получает прекрасную возможность увидеть один из самых заметных...

09 декабря 2019
Цветы жизни Цветы жизни

Австрийский режиссер Джессика Хауснер, давно обратившая на себя внимание крупнейших фестивалей мира (в первую очередь – Каннского)...

05 декабря 2019
Ворон и горлица Ворон и горлица

Не успели отгреметь премьеры фильма Агнешки Холланд «Цена правды», как украинского зрителя уже ждут герои еще одного...

04 декабря 2019