Геополитическая рыбалка
На первый взгляд, представляемая как романтическая комедия, лента «Рыба моей мечты» оказывается сродни тому фантастическому проекту, который предстоит реализовать ее героям. Точнее, одинаковы у них побудительные мотивы создателей: желание преподнести зрителям нечто, связанное с отношениями Запада и арабского Востока, но не связанное с очередными терактами, взрывами и смертями.
Для выполнения этой задачи был привлечен именитый сценарист Саймон Бофой (хотя, предполагая его французские корни – Бофуа), прославившийся как специалист по британско-восточным связям благодаря сценарию к «Миллионеру из трущоб», и, надо сказать с задачей он в целом справился: сюжетные линии романа-первоосновы Пола Тордэя представлены в должной мере (здесь и романтика, и политика в виде политического покушения на одного из главных героев, и геополитика, и политическая сатира, соседствующая с вполне народным юмором). Широкие комедийные возможности заложены в абсурдности самого проекта – разведения лосося в пустынях Йемена: герой Юэна Макгрегора специалист-ихтиолог Фред Джонс, принужденный британским правительством к осуществлению проекта, выставляет шейху-заказчику несусветные с его точки зрения счета, которые немедленно оплачиваются, а сам незадачливый ученый все глубже вязнет в нагромождающихся обстоятельствах – как профессиональных, так и романтических. Тут стоит отметить, что героиня Эмили Блант выполняет несколько непонятную роль консультанта по инвестициям, но это скорее вопрос к самой этой профессии, а не к героине романа и ленты, и тем более не к самой Эмили. А если говорить об актерских работах, то Макгрегору и Блант из кожи вон лезть не пришлось: первый уже привычно дает эдакого истинного британца с неизбежными бесформенными твидовыми пиджаками, оторванностью от жизни, карпами в прудике на заднем дворе и своеобразным чувством юмора, а вторая – играет тоже вполне традиционную британку, с той лишь разницей, которую налагает на нее ее причудливая профессия и, значит, более высокий социальный статус. А вот кого стоит действительно отметить, так это Кристин Скотт Томас, которая с блеском исполнила роль безжалостного и взбалмошного политтехнолога, принимающей решения чаще на основе собственных капризов, чем выверенных расчетов (хотя и это, наверное, скорее свойство этой профессии).
Как ни странно, в результате описанного выше причудливого микса, получилась вполне британская романтико-политическая авантюрная комедия, которая и вовсе бы смотрелась на одном духу, если бы не утопичность как самого проекта, положенного в основу фильма, так и – в более глобальном понимании – того геополитического проекта, порождением которого является и роман, и снятый по нему фильм.