Трагикомедия немки Марен Аде «Тони Эрдманн» полностью оправдывает все выданные (и непрерывно продолжающие выдаваться) авансы – лента радует и утонченнейшей режиссурой, и выверенным сценарием, и удивительно естественной игрой исполнителей двух главных ролей – Петера Симонишека и Сандры Хюллер.
Винфрид (Петер Симонишек) – пенсионер, чьи дни скрашивает лишь еще не растерянное чувство юмора и старый пес Вилли. Когда же одна из этих двух опор жизни Винфрида исчезает, он решает предпринять попытку восстановить отношения со взрослой дочерью Инес (Сандра Хюллер), делающей успешную карьеру в международной консалтинговой фирме, и как снег на голову появляется в ее офисе в крутом бухарестском бизнес-центре (уж поверьте есть и такие). Первые попытки – в его естественном виде – приводят лишь к еще большему отчуждению и углублению пропасти, и тогда Винфрид перевоплощается в Тони Эрдманна – удивительно безвкусного жлоба в заношенном костюме, фантастическом парике и фальшивыми зубами, несущего какую-то несусветную чушь о своей карьере лайф-коуча. Дабы не дискредитировать себя Инес подыгрывает «Тони», что и приводит к самым невероятным событиям с непредсказуемыми последствиями.
Марен Аде снимает метко, да редко – ее предыдущая работа датируется далеким 2007-м годом, но таким перерывам в работе есть все оправдания: сценарий «Тони Эрдманна» выверен до запятой, режиссура пусть и не до конца, но практически безупречна, умение работать с актерами на фантастической высоте (хотя наверняка и сами актеры – тоже не промах), а глубина психологической проработки – на давно не виденном уровне. При этом режиссер мастерски манипулирует как жанрами, так и ритмом повествования: первый час (из общей длительности в 2 часа 40 минут) «Тони Эрдманн» представляется семейной трагедией о несовместимости родственных уз и современного корпоративного мира, а потом он постепенно наполняется комическими нотками (оставаясь при этом трагедией), от лучших от которых можно просто надорвать живот от смеха. Чего стоит только сцена, в которой Тони в образе посла Германии играет, а его дочь в роли секретарши мисс Шмук поет знаменитую песню Уитни Хьюстон The Greatest Love of All, выражая при этом значительно больше, чем заложено в словах. Ну а уж про голую корпоративную вечеринку и говорить нечего! И при всем при этом Марен Аде далека от морализаторства и не дает простых ответов на сложные вопросы. Так что мы не удивимся, если в феврале 2017-го именно этому фильму – как прочат сотни критиков по всему миру – достанется «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.