Не хотим сказать ничего плохого про фильм «Дикое поле» Ярослава Лодыгина по роману Сергея Жадана «Ворошиловград» - мы его еще просто не видели, по той простой причине, что он еще не завершен. А вот фильм «Вулкан» Романа Бондарчука, защищающий честь Украины в международном конкурсе 9-го Одесского Международного кинофестиваля, куда более соответствует этому названию.
Лукас (Сергей Степанский) украинский сотрудник миссии ОБСЕ на юго-востоке стране сидит за рулем уже знакомого многим украинцам по новостям белого джипа и везет сотрудников миссии выполнять миссию (пардон за тавтологию). И с первых же минут что-то идет не так: после заправки джип глохнет на какой-то пустынной дороге, мобильные телефоны находятся вне сети. И Лукас отправляется на поиски помощи, но лишь еще больше увязает в нарастающем абсурде происходящего: джип вместе с сотрудниками бесследно исчезает, а сам Лукас оказывается в гостях у бывшего директора крупного рыбсовхоза и его семьи – матери и симпатичной дочери. Далее следуют подпольные дискотеки, заточение в зиндане посреди огромного поля почерневших подсолнухов и знакомство с новыми реалиями, шансы не вырваться из которых у Лукаса все выше и выше.
В том, что Роман Бондарчук выбрал местом действия своего полнометражного игрового дебюта юг Украины, нет ничего удивительно – здесь он провел многие годы, снимая свои документальные проекты (чем, собственно, и славен), самый известный из которых «Украинские шерифы». Так ему все здесь досконально известно, и оставалось лишь вписать сюжет «Вулкана» в местные реалии. Хотя можно предположить, что имел место обратный процесс – это местные реалии навеяли Роману сюжет этого фильма. Как бы там ни было, результат получился пусть и небезупречный, но в высшей степени заметный: крепкая драматургия, выверенный неспешный ритм происходящего и великолепная операторская работа Вадима Илькова (снятый им сухогруз, проходящий очередной шлюз на Днепре, с первых же секунд фильма задает нужную атмосферу). Но главное, Роману Бондарчуку при содействии сценаристок Аллы Тютюнник и Дарьи Аверченко и все того же Вадима Илькова, удалось вывести фильм на уровень экзистенциальных обобщений: например, сцена погружения Лукаса в зеленые глубины Днепра пробирает до мурашек по спине и способна войти в анналы новейшего (и не только!) украинского кино.