Автор этих строк решил провести эксперимент, который состоит вот в чем: ранее мне уже довелось видеть дебютную ленту Тони Ноябревой «Герой моего времени» в рамках Национального конкурса 9-го Одесского Международного кинофестиваля. И вот теперь, спустя почти 2 месяца, я решил пересмотреть этот фильм в связи с эго выходом в широкий прокат и сравнить свои ощущения.
Жорик (Евгений Бушмакин) приехал в европейскую столицу Киев на пару месяцев – присмотреть за квартирой отсутствующей тетушки. Как человек деятельный, он решил не терять времени и обзавестись нужными знаниями (для этого он собирает все возможные флаеры и буклеты, раздаваемые без числа на столичных улицах) и связами. Первым местом его работы оказывается место реализатора шариков и прочей надувной продукции на одном из столичных рынков в компании народных философов в лице двух коллег – дам, реализующих по соседству нижнее белье и прочий ширпотреб. Пытаясь решить коммунальные проблемы дома, в котором он живет, Жорик приобретает первый опыт столкновения с жесткими реалиями, но теряет работу. Да и на рынке нужными связями не обрастешь, и Жорик решает приблизиться к элите и устраивается охранником в музей современного искусства. Но тут то ли ему не хватает уровня интеллектуального развития, то ли за «шедеврами», выставленными в музее, не стоит ничего, и Жорик терпит очередное фиаско. Еще ближе к элите, но несколько другого толка (из тех, которые считают, что нужно окружать себя дорогими вещами), Жорик надеется стать, устроившись развозчиком воды по офисам и дорогим торговым центрам. Но и здесь несчастного украинского Кандида настигают бесконечные когнитивные диссонансы (пардон за высокий слог).
Режиссер Ноябрева в своем полнометражном дебюте может и не хватает звезд с неба, но демонстрирует крепкий профессиональный уровень – причем как к сценарном деле, так и в режиссуре. Фильм имеет четкую трехчастную структуру, веса которой добавляют живые и точные диалоги, написанные на повседневном, а не на обезличенном языке теледикторов. Диалоги эти с нужными интонациями произнесены исполнителями главных ролей, многие из которых актерами не являются. И из всего этого как-то исподволь возникает ироничная и часто смешная картинка – срез европейского Киева, который при этом не превращается в шарж и карикатуру. Резюме – «Герой моего времени» представляется едва ли не первым нормальным репертуарным фильмом в новейшем украинском кино, который предназначен самым широким массам (всяческих свингеров я в расчет не беру), которые живут не в лофтах и пентхаусах столичных высоток, а ходят по улицам и пользуются общественным транспортом.