Фильм «московского затворника» Кирилла Серебрянникова «Лето» еще во время съемок вызвал массу споров, которые лишь усилились после его премьеры в конкурсной программе последнего Каннского фестиваля. Причем «Лето» резко поляризовало публику: одна ее часть (о ее численности судить не беремся) резко не приняла фильм; другая же часть увидевших эту ленту отнеслись к ней с симпатией и понимаем. Автор этих строк – из последних.
Михаил Васильевич Науменко (актер-дебютант Рома Зверь) – легендарный рокер, непререкаемый авторитет и знаток рока, да и – чего уж греха таить – член правления Ленинградского рок-клуба. И все у него – по меркам того времени – нормально: красавица-жена Наталья (Ирина Старшенбаум), сынок Евгений, комната в питерской коммуналке. Виктор Робертович Цой (Тео Ю) – никому на тот момент неизвестный начинающий рокер из группы (точнее – дуэта), которая лишь с легкой руки Майка Науменко получит название «Гарин и Гиперболоиды». У него нет ничего, кроме короткой программы минут на тридцать и непреодолимой харизмы. Их встреча где-то на взморье балтийского моря под Питером положит начало и совместной творческой деятельности, и романтическим отношениям (практически платонического свойства) между Витей и Наташей. А эти отношения – в свою очередь – положат начало существованию легенды под названием «Кино».
Конечно же, можно до хрипоты оспаривать правдоподобность описываемых в «Лете» Серебрянникова событий: действительно ли Наталью Науменко и Виктора Цоя связывали хоть какие-то романтические отношения? Какова степень участия Майка Науменко в зарождении группы «Кино»? Просил ли он Боба Гребенщикова (Никита Ефремов) о помощи в записи первого альбома Цоя? И, в конце концов, зачем режиссер пригласил на роль легенды немецкого актера корейского происхождения? Но мы не станем этого делать, поскольку представляется, что Серебрянников изначально не претендовал на биографичность: он снимал эдакую фантазию на тему – недаром же еще при первом появлении в кадре Цоя-Ю один из персонажей бросает: «Совсем не похож». А в конце ленты в титрах и вообще все расставлено по своим местам: фильм снят по воспоминаниям Натальи Науменко. Закончив с этим скажем, что вот положительных сторон у фильма масса: это и шикарный саундтрек от Ромы Зверя, который просто «зверски» похож на своего героя; и изобретательный визуальный ряд, в который очень органично включены сцены, снятые в духе питерских «новых диких» (одно из течений «параллельного кино»), да и просто прозрачная и вразумительная история, понятная даже тем, кто ни сном ни духом не подозревает о существовании Майка Науменко и Виктора Цоя.