Сразу же спешим развеять возможные недоразумения, вызванные названием – речь не о современном украинском фильме, а о ленте, снятой в далеком 1926-м году в Одессе, на фабрике ВУФКУ. Но временнАя отдалённость не преуменьшает, как раз наоборот – лишь увеличивает ценность фильма «Тарас Трясило» Петра Чардынина, который отнюдь не зря многие величают первым украинским блокбастером.
1626-й год, на Украине неспокойно: казацкая верхушка погрязла в роскоши и лени, гетман Кобза женится на польской барышне Ягайлле, тогда как Украину терзают татарские набеги, произвол польской шляхты и прочие невзгоды. И, как часто бывает в подобной ситуации, народ выдвигает лидера из своих глубин – им становится Тарас Трясило (титан украинского актерского цеха Амвросий Бучма), простой селянин, ставший гетманом вместо Кобзы. А начиналось все, как это часто и бывает в этой жизни, из-за женщины: свободолюбивые устремления Тараса лишь укрепились после того, как на честь его сестры Марины (Наталья Ужвий) посягнул какой-то шляхтич. Вот Тарасу и не оставалось ничего, как, намяв бока негодяю, отправится на Сечь и восстать за правое народное дело.
Увиденное на экране просто-напросто потрясает: в 1926-м году, через 4 года после окончания Гражданской войны, Чардынин со своим могучим коллективом творит невозможное – фантастические по своим масштабам и правдоподобности декорации (панский замок, украинская деревня), невероятные по массовости и мастерству постановки и съемки батальные сцены (некоторые тогдашние критики настаивали на том, что в них принимали участие до 10 тысяч статистов), чудесная игра актеров. Жаль лишь, что не приходится говорить о мастерстве монтажа, ведь единственная сохранившаяся копия «Тараса Трясило» - французского происхождения. Во Франции шедевр Чардынина шел под названием «Татары», а по тогдашней практике фильм был подвергнут переделке согласно вкусов и представлений о прекрасном французского прокатчика. Но и без этого «Тарас Трясило» для каждого увидевшего его станет открытием. И отрадно, что в нашей стране находятся люди, которые способны (подобно директору Каннского фестиваля Тьерри Фремо) превратить показы черно-белого, немого архивного кино в событие, привлекающее внимание широкой публики. Фильм «Тарас Трясило» был показан в рамках великолепного фестиваля «Немые ночи», организованного еще 7 лет тому назад нынешним директором Довженко-Центра Иваном Козленко. Браво – и Чардынину, и Козленко, и потрясающим музыкантам Андрею Показу и Якову Тарунцову, чья музыка стала неотъемлемой частью фильма.