Цветы из грязи
Никита Высоцкий (а надо полагать именно он был мотором всего проекта «Высоцкий. Спасибо, что живой»)создал уникальный прецедент: с одной стороны, его экранный Высоцкий – образчик симулякра высочайшего класса, с другой, вся лента – скромная и выдержанная дань памяти его выдающемуся отцу.
Трюк с сокрытием имени исполнителя главной роли, родившийся, по слухам, совершенно случайно, а сейчас расцениваемый как удачный маркетинговый ход, на деле сыграл ленте на руку: кто бы ни играл Владимира Семеновича, он со своей сверхсложной задачей справился, да и зритель в раздумьях об идентичности экранного Высоцкого, его исполнителя и Высоцкого реального, как-то и не замечает, как постепенно втягивается в действие ленты. Которая, к стати сказать, вполне может быть понятна и человеку, который и не подозревал о существовании Высоцкого: сценарист Никита Высоцкий позаботился о том, чтобы лента могла восприниматься и как история отношений художника и власти (и то, что разворачивается она в Советском Союзе, лишь дань исторической правде – могла она иметь место в любом уголке мира), и как история стремления незаурядной личности к свободе. Можно (и, наверное, нужно) увидеть в фильме и историю любви – к женщине, к семье, ко всем своим близким. Причем любви не в выхолощенном понимании, навязываемом бесконечным телевизионным мылом и не менее бесконечным Голливудом, а в понимании человека, задающего себе вопросы и о (пардон за пафос) смысле жизни, и о природе собственного творчества. И здесь вполне уместно было бы заметить, что авторам фильма удалось избежать излишней идеализации Владимира Семеновича: они (авторы), конечно, не утверждают, что гений и злодейство несовместимы, но и не отрицают того, что Высоцкий был простым человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями – слабостями, привычками, ныне повсеместно порицаемыми и прочая и прочая и прочая.
Безусловно, фильм многим покажется излишне академичным по манере повествования, но, быть может, именно это и приведет в залы те категории зрителей, которые как правило в них не ходят. И в любом случае, фильм, в котором играют такие актеры, просто по определению не может быть плохим – от Панина, Леонидова, Смолякова, Урганта, Ильина и того человека, который сыграл Высоцкого, порой просто невозможно оторвать глаз. Так что вопрос о популярности фильма на нашей территории заключается лишь в том, насколько знаковым остается имя Высоцкого в сознании наших граждан. Все остальное у ленты есть.