Режиссер-дебютант Роман Бровко взялся за весьма амбициозную задачу: за государственные деньги создать кинематографическую версию биографии поэта-диссидента Васыля Стуса.
Как-то в 60-х годах прошлого столетия в недавно открытом киевском метро встретились поздним вечером аспирант Института литературы Васыль Стус и студентка КИИГА Валентина, интересующаяся, несмотря на будущую профессию, украинской поэзией. Васыль проводил Валю до дома и тут же пригласил на литературную вечеринку, посвященную памяти недавно погибшего Васыля Симоненко. Поэтический чтения были грубо прерваны нагрянувшей милицией. Вынужденные покинуть обширную студию художницы Аллы Горской, участники чтений решили продолжить их в ближайшем парке. Но там их настигли дружинники и вездесущие милиционеры. Решив продолжить гуляния Васыль и Валя пошли на танцы в некий подпольный клуб, где со сцены звучал запрещенный твист на украинском языке. Но и там не обошлось без милиции. Спустя еще какое-то время влюбленные пошли в столичный кинотеатр «Украина» на премьеру фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Это событие было омрачено известием о начале арестов украинской интеллигенции и тогда часть присутствующих в зале (среди них и молодой Вячеслав Черновол) решила выступить в их защиту. В этот момент Васыль Стус начал окончательно осознавать свою миссию, а окончательно он утвердился в своем решении бороться за все украинское после того, как увидел акт самосожжения на Крещатике, совершенный Васылем Макухом 5 ноября 1968 года в знак протеста против советского тоталитаризма и вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Свою борьбу Стус продолжил в лагере строгого режима в Пермской области, гле трагически завершил свій земной путь 4 сентября 1985 года.
Усилия, прилагаемые государством с целью популяризации национальных героев путем кинематографа, совершенно понятны, ведь кино, как никак, является самым массовым из искусств. Но подобного рода популяризацией можно заниматься разными методами и жаль, когда в 21-м веке кинематографисты обращаются к устаревшим инструментам (из набора всеми порицаемого социалистического реализма) – всякое послание (особенно – одухотворенно-возвышенное) достигает своего адресата, если говорит с ним на одном кинематографическом языке.