Торговец кинофильмами
Шарль Пате. Часть 1
Шарль Пате был великим постановщиком лент немого кино, одним из самых изобретательных и смелых «торговцев кинофильмами». В своей автобиографии он безапелляционно утверждал, что «всегда знал, чего хотел, и всегда хотел того, что было легче всего осуществимо, прежде всего, практически. Не я изобрел кино, но благодаря мне оно стало производством».
Как Леон Гомон, Пате основал империю, хотя и довольно хрупкую, еще недостаточно защищенную от обманчивых обещаний спекулянтов. Удивителен тот факт, что компании этих двух магнатов кинопромышленности развивались по одной и той же схеме: приход к власти (1895), наивысший расцвет (1907-1916), закат в 20-е годы прошлого столетия, отход от дел в 1929-м, возрождение в эпоху звукового кино с привлечением чужих капиталов. Избегая дальнейшего сравнения, отметим все же, что если Гомон воплощал некий особый дух кино, то Пате создавал мощную и устойчивую инфраструктуру для его массового распространения.
Шарль Пате родился в 1863 году в Эльзасе, в семье скромного достатка. У его родителей была небольшая колбасная лавочка в Венсене. Вынужденный работать с самой ранней юности, он пробовал искать счастья в Южной Америке, затем без особого успеха торговал вином. В это время на ярмарке в Венсене он увидел фонограф Эдисона, который в будущем станет для него золотой жилой. Позже Пате напишет: «Моя участь была решена. Тотчас же я решил раздобыть себе такой аппарат и самому на нем работать». Уже в 1894 году он на велосипеде колесит по ярмаркам Иль-де-Франс с аппаратом, сулящим прибыль. Менее чем за год Пате добился таких успехов, что уже мог конкурировать с англосаксонскими импортерами. В это же время, следуя примеру Эдисона, Пате делает ставку на будущее «движущейся фотографии» и в июне 1895 года приглашает в компаньоны изобретателя Анри Жоли, которому удается усовершенствовать кинетоскоп и на его основе создать фотозотроп. На нем Пате демонстрировал коротенькие ленты, снятые на свои средства. Фильм «Приготовления парижанки ко сну» - современник лент Люмьеров, но более фривольного содержания. Занимаясь параллельно фонографической индустрией и зарождающимся кинопроизводством, Пате привлекает к этой деятельности своих старших братьев – Эмиля, Жака и Теофила, для чего учреждает компанию «Братья Пате» с капиталом в 35 000 франков. В 1898 году фирма Пате объединяется с компанией Гривола, производителем электроприборов, и появляется «генеральная компания фонографов, кинематографов и точной измерительной техники».
Следующий значимый факт биографии Пате – его знакомство с Фердинандом Зекка, который на последующие 20 лет становится его доверенным лицом. В Венсане возводятся съемочные павильоны, где Зекка снимает для Пате многочисленные ленты, нередко перенимая находки Жоржа Мельеса («Путешествие на Луну», «Дело Дрейфуса») и воплощая свои оригинальные идеи («История одного преступления»). Повинуясь своей фантастической интуиции, Пате нанимает никому не известного дебютанта - Макса Линдера, в последствии ставшего первым великим комиком мирового кинематографа. Пытался Пате переманить к себе и Жоржа Мельеса, но того не устроили предложенные условия.
На съемочных площадках в Венсене в то время снимались в основном простонародные комедии и фильмы-погони, пользующиеся огромным успехом у зрителей. Позже под их влиянием знаменитый американец Мак Сеннетт будет ставить свои бурлескные комедийные фильмы.
Для увеличения тиражности своей кинопродукции в 1904 году Пате открывает лабораторию в городке Жуанвиль-ле-Пон, которая работает и по сей день.
Денежные доходы империи Пате растут, но выпускаемых копий для удовлетворения спроса явно недостаточно. И тогда Пате посещает гениальная идея: вместо того, чтобы продавать копии, их нужно предоставлять в аренду. Так появляется прообраз современной системы дистрибуции в области кино. Именно с этого момента (1907) по мнению самого Пате в кинематографии формируется «единый промышленный сектор».
Алексей Першко 14 июля 2011