Культ Мерина: Начало
Главной проблемой дилогии о Жаке Мерине на нашей территории является лишь отсутсвие у зрителя знаний об историческом и культурном фоне, на котором разворачиваются события «Врага государства». В остальном фильм пусть и не безупречен, но упрекнуть его особо не в чем.
Жак Мерин, впервые попробовав крови во время службы в Алжире, возвращается на родину и явно не хочет работать в бельевом бизнесе, куда его заблаговременно пристроил отец. Не хочет не только неосознанно, в силу каких-то изьянов своей натуры, но и под влиянием образа жизни своих родителей (папа был коллаборационистом, а стал весьма крепким буржуа) и под влиянием эпохи — неумолимо приближался конец 60-х годов прошлого столетия, ставший по мнению многих одним из немногих поворотных моментов в истории человечества. Недаром же именно в 69-м Мерин стал «звездой» в нынешнем понимании этого слова. Но начал свою карьеру Жак под водительством пахана Гвидо (Депардье), которого крышевали деятели ОАС. Так и бесчинствовал бы себе Мерин, грабя, убивая сутенеров и сражая наповал красоток самых разных пошибов, если бы не крушение все той же ОАС. Лишившись «крыши» Гвидо Мерину приходится бежать из страны в Канаду, где его ждала еще одна знаковая встреча — на этот раз с бойцом не менее правой, чем ОАС организации под названием ФОК. Звали фоковца Жан-Поль Мерсье (Рой Дюпюи), и на несколько лет именно он станет ближайшим другом и соратником Мерина, и именно под его влиянием последний будет выкрикивать в телекамеры «Пусть живет свободный Квебек». Будут на их пути и грабежи, и тюрьмы (весьма, кстати поучительная картинка пенетенциарной системы Канады конца 60-х), и побеги из них, но не забудут Мерин с Мерсье и о делах сердечных.
Собираясь в кино на «Врага государства. Часть первая. Начало» (ей Богу, все же оригинальное название - «Мерин: Инстинкт смерти» - куда удачнее и короче; очередной привет прокатчикам) следует учитывать как минимум два нюанса: во-первых, режиссер Рише — левак по духу — с большой симпатией относясь к своему персонажу (и, заметим, далеко не он один), пытается (и небезуспешно) втиснуть его богатую событиями жизнь в 4 часа экранного времени (с учетом следующей части), основываясь на одноименной книге самого Мерина. Как следствие, он не вдается в объяснения, что такое ОАС и ФОК, так как для француза или более менее вменяемого европейца эти аббревиатуры не нуждаются в расшифровках, а пытается (опять таки весьма успешно) раскрыть натуру своего героя, его становление (если это слово применимо к бандитскому ремеслу) и развитие. И последнее — нас еще ждет завершение эпопеи Жака Мерина, в котором Рише расскажет о его превращении из крайне правого в карйне левого и попытается объяснить причины его культа, после которого и можно будет в полной мере судить об успехе этого амбициозного проекта.