Хамелеон
Франсуа Озон не перестает удивлять. Пожалуй, на данный момент он является одним из крайне немногих современных режиссеров, которые способны столь смело и мастеровито работать практически с любыми жанрами, стилями и формами. Предлагаемый нам «Ангел» - блистательное тому подтверждение.
Главная героиня фильма – Энджел Деверел (Ромола Гараи – очередной аватар женского идеала Озона – Людивин Санье)- экзальтированный подросток, дочка зеленщицы из английской провинции начала 20-го века, которая изливает на бумаге свои мечты и фантазмы. Ей удается убедить одного из лондонских издателей прочитать ее творения, и он не устоял перед ее текстами (и ней самой). Слава и деньги не за горами. Ребенок взрослеет слишком быстро, но Энджел так и остается взбалмошным подростком, на которого то и дело сыплются оплеухи в случае если она оказывается не слишком мила с кем-нибудь или же если окружающих не устраивает ее излишняя тяга к независимости и ее борьба за, как сказали бы сейчас, гендерное равенство. Кстати, Энджел и здесь заходит весьма далеко, беря под свою опеку смурного художника, которого она, выбрав в любовники (а затем и мужья), намеревается раскрутить.
С одинаковым вниманием (и успехом) Франсуа Озон создает как яркие индивидуальные портреты, так и общий срез английского общества эдвардианской эпохи накануне Первой мировой войны. Мы увидим и взлеты, и падения и достаточно легко распознаем классическую схему мелодрамы. Озон всем сердцем погружается в свою любимую кинематографическую игру, создавая яркую стилизацию (или пастичио) под американское кино 40-50-х годов прошлого столетия. Очевидно, в глазах современного зрителя это должно выглядеть кичем. Поверит ли ему этот зритель? Мне очень бы того хотелось, ведь сейчас, в эпоху, когда конвейерное телепроизводство заставляет (или уже заставило?) забыть о самом понятии режиссерской работы, фильм Озона буквально очищает взгляд. Каждый кадр фильма практически безупречен, каждое движение камеры оправданно, работа актеров прекрасна, а каждый монтажный стык являет собой просто образец кинематографического синтаксиса и орфографии. Те же, кто унюхает в фильме лишь запах нафталина, очевидно уже забыли, что режиссировать – это еще (и всегда) исследовать форму и играть с ней.