Лоранс Эрцберг, директриса парижского Forum des Images, входила в Международное Жюри Национальной конкурсной программы 6-го Одесского Международного Кинофестиваля. Корреспондент портала kino-teatr.ua встретился с госпожой Эрцберг в одесском отеле «Бристоль» и расспросил о возглавляемой ею организации и первых впечатлениях от Одессы.
КТ. – Для начала не могли бы вы рассказать немного о возглавляемой вами организации.
ЛЭ. – Forum des Images – это культурная институция, которая существует в Париже одновременно с Французской Синематекой. У нас есть 5 кинозалов, которые посещаются ежегодно более чем 300-ми тысячами зрителей. Мы показываем в год около 2 тысяч фильмов. Функционирование нашего Форума обеспечивается командой из пяти человек. Наше отличие от Синематеки состоит в том, что она организует показы, отталкиваясь от личности режиссера и его творчества, а мы же организуем наши программы таким образом, что они показывают связи кино с миром и обществом. То есть мы выбираем тему (например, фильмы о полиции или же о месте девушек в современном кино) и таким образом проводим в течении года около десятка различных фестивалей. Например, мы проводили фестиваль, посвященный политике в отражении игрового кино, а в прошлом году была программа, посвященная Украине. Так же мы проводим самый большой в Европе фестиваль, посвященный телевизионным сериалам, под названием Seriemania. Также ежемесячно мы проводим мастер-классы, которые дают выдающиеся режиссеры (например, Френсис Форд Коппола, Джеймс Грей, Жак Одиар).
КТ. – А кто финансирует вашу институцию?
ЛЭ. – Парижская мэрия.
КТ. – На 100 процентов?
ЛЭ. – Нет, на 65 процентов, а остальное мы должны находить самостоятельно.
КТ. – И у вас получается?
ЛЭ. – Это не просто, но мы находим средства.
КТ. – А что стало главным поводом, приведшим вас сюда, в Одессу, на фестиваль?
ЛЭ. – Всегда интересно приезжать в новые страны, чтобы получить возможность понять, каково реальное положение вещей в их кинематографиях. И особенно интересно приезжать в такие страны, как Украина, которая имеет мощную культуру, которая развивалась в весьма контрастных условиях: был советский период, сейчас страна независима. И интересно увидеть, о чем рассказывает ее кино. Я видела несколько ваших фильмов год назад в Париже, в рамках нашей программы в Форуме, и сейчас мне было тем интереснее, что я знала, что еду судить украинскую Национальную программу на Одесском фестивале. Это дает хорошее представление о творческом уровне. И надо сказать, что сейчас я была весьма впечатлена, особенно молодым поколением украинских кинематографистов, той энергией, которой наполнены их короткометражные ленты. По этим фильмам отчетливо видно, что у них много энергии и желания работать. Очень многообещающее поколение. Стоит также отметить- и я в скором времени скажу это со сцены (беседа проходила незадолго до церемонии награждения победителей Национальной конкурсной программы) – что в этом поколении очень много женщин. И это тоже очень обнадеживает.
КТ. – Я не прошу назвать победителей, но не могли бы вы упомянуть несколько наиболее впечатливших вас лент?
ЛЭ. – Это непросто сделать, но важно отметить, что ваши режиссеры движутся во всех возможных направлениях, для них нет запретных тем и они ни в чем себя не ограничивают. В конкурсе есть и документальные ленты, отражающие нынешние политические реалии в вашей стране, есть и комедии, говорящие об абсурдности отдельных сторон жизни, а есть фильмы о кино, если можно так выразится. Авторы последних задаются вопросами, что такое план, как его выгоднее всего снять. И во всех них играют хорошие актеры. Резюмируя, скажу, что украинское короткометражное кино впечатлило меня своей разнонаправленностью. Что же касается украинского полного метра, то я знаю, что в этом году было снято меньше лент, чем в прошлом, и нам было сложнее делать наш выбор.
КТ. – А кроме кино, что более всего вас впечатлило в Одессе?
ЛЭ. – О, я хочу вернуться сюда и провести здесь отпуск. Одесса производит впечатление очень динамичного города: на улицах полно бегунов, все куда-то движутся. Такое впечатление, что ты одновременно находишься на Кубе, в Вене и где-нибудь в Италии. Особенно это ощущается в центре, который прекрасно сохранился в том смысле, что тут очень мало рекламы. К тому же тут прекрасная кухня и нас, членов жюри, поселили в прекрасных условиях. Я могла бы часами ходить вверх-вниз по лестницам этого отеля и представлять себе, что я императрица Сисси.
КТ. – И все же вернемся к украинскому кино…
ЛЭ. – Из полнометражных лент мне запомнилась «Песнь песней» Евы Нейман и особенно «Вагрич и черный квадрат» Андрея Загданского. Последний – по той причине, что я совершенно ничего не знала о главном герое ленты (выдающийся харьковский художник Вагрич Бахчанян – КТ.) и была потрясена масштабом его личности и творческим размахом. А вот «Полет золотой мушки» показался мне не совсем удачным, так как юмор этой комедии что называется «невыездной», он непонятен за пределами вашей страны. В целом же выход для вашей кинематографии я вижу в привлечении иностранных инвесторов и продюсеров и в развитии совместного производства между украинскими режиссерами и кинематографистами остального мира.