Фільм Уявні друзі 2024

Вадим Соколовский: Игра в сказку


Вадим Соколовский: Игра в сказку

Первый российский фильм студии "Дисней" открывал 24 октября 2009 года программу МКФ "Молодость" "Восточный экспресс". Представлять фильм украинскому зрителю приехали режиссер Вадим Соколовский и исполнитель роли Кащея Бессмертного Гоша Куценко. Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером Вадимом Соколовским.

 

Kino-teatr.ua: Все здесь присутствующие понимают, для чего проводятся подобные мероприятия, так что очевидно стоит первое слово предоставить вам, Вадим. Тем более, что вы много лет проработали в США, и, возможно, у вас есть свое отношение к кинематографу скорее как к бизнесу, чем как к искусству.
Вадим Соколовский: 3 года назад в Москве студия Disney открыла свое представительство, и было принято решение заняться кинопроизводством. Чуть позже присоединился к компании я, и мы начали разрабатывать идею съемок сказки, потому что «Дисней» и сказка – это понятия неразделимые. Мы очень долго работали над сценарием, больше года, пробовали разные варианты – у нас было, по-моему, 18 версий сценария. И в результате родился этот проект «Книга мастеров», который является своеобразным попурри из русских народных сказок, их ироническое осмысление, но при всем этом «Книга» - фильм для семейного просмотра, фильм для людей, которые хотят пойти в кино всей семьей, получить позитив. Для нас самое важное – чтобы люди, выходя из кинотеатра, были в хорошем настроении, чтобы люди выходили с улыбкой. И если нам удастся достичь этой цели, то мы будем считать свою задачу выполненной. У нас было полнейшая поддержка со стороны компании «Дисней» в лице генерального продюсера фильма Марины Жигаловой-Озкан, она же генеральный продюсер компании «Уолт Дисней СНГ». Мы работали с великолепной совершенно компанией «ТриТэ» Никиты Михалкова, которая оказывала производственные услуги на совершенно высочайшем уровне, у меня была совершенно великолепная съемочная группа. Я хотел бы отметить Наташу Дзюбенко, художника по костюмам, потому что костюмы у нас совершенно уникальные и сделанные, как говорится, на века, концепт-дизайнера Сергея Алибекова и Никиту Аргунова, который был режиссером специальных эффектов (компания «Синематека»), великолепного оператора-постановщика Арчила Ахвледиани, с которым мы уже сделали несколько проектов вместе.
Kino-teatr.ua: Вы с ним работали как продюсер?
Вадим Соколовский: Нет, как режиссер, у меня есть несколько режиссерских работ. Я закончил Высшие режиссерские курсы в Москве, затем уехал в Америку, и там у меня были и продюсерские работы, но изначально я режиссер. Для меня продюсирование – это некая вторая часть моей жизни, а первая – это, безусловно, режиссура. И я горжусь теми фильмами, которые мне удалось снять в России: например, сериал «Билет в гарем» был номинирован на «Золотого Орла».
Kino-teatr.ua: Подходя к проекту, вы просчитывали свою целевую аудиторию или же будущий бокс-офис?  
Вадим Соколовский: Вы знаете, мне кажется, что надо всегда знать аудиторию, для которой ты снимаешь, хотя я и не стал бы говорить, что «Книга» - это некий бизнес-проект. Невозможно делать кино вообще, мне кажется, что любой фильм должен быть рассчитан на того зрителя, который придет в зал. И если «Книга мастеров» это семейное кино, то мне трудно представить сорокалетнего одинокого мужчину-любителя Ларса фон Триера, который придет смотреть наше кино. Дай Бог, конечно, и мне будет очень приятно, но мне кажется, что основное – это адекватность задачи и ее воплощения. У меня была задача сделать кино для семейного просмотра, кино, которое было бы интересно и детям, и их родителям, и бабушкам и дедушкам. Адекватное исполнение этой задачи и есть цель этого проекта.
Kino-teatr.ua: Отсюда и 18 вариантов сценария? Вы проверяли их на каких-то таргет-группах?
Вадим Соколовский: Нет, нет, никаких проверок не было, это была просто очень серьезная, вдумчивая работа над сценарием, в которой нам помогали, в том числе, и коллеги из Лос-Анджелеса, потому что «Дисней» имеет, на мой взгляд, совершенно уникальную традицию рассказывания историй. То, как рассказывается история в фильмах «Диснея», она не рассказывается нигде. Люди ходят смотреть фильмы «Диснея», но трудно себе представить, чтобы кто-то сказал, что он ходит на фильмы, например, «Уорнер Бразерс» или «Фокс». Поэтому у них есть совершенно уникальный опыт, которым они с нами делились, и который для меня был крайне ценен.
Kino-teatr.ua: Но имен американцев я в титрах не заметил.
Вадим Соколовский: У нас были только люди, которые помогали советомпотому их и нет в титрах, что они не работали над сценарием: они лишь что-то нам советовали, что-то объясняли, что-то подсказывали, но наш фильм – продукт, сделанный от начала и до конца российскими кинематографистами.
Kino-teatr.ua: А шутка, например, про параграф 78, родилась из того, что в кадре появляется Гоша Куценко или же это изначально было заложено?
Вадим Соколовский: Это было изначально заложено как привет моим друзьям, которые делали «Параграф 78».
Kino-teatr.ua: А участвовали ли вы в подборе актеров или же это было задачей совершенно другого подразделения вашей группы?
Вадим Соколовский: Нет, вы излишне монструизируете «Дисней»…   
Kino-teatr.ua: Почему же, я просто первый раз говорю с человеком, который работает в голливудской компании, пусть и в ее российском представительстве.  
Вадим Соколовский: Нет, у нас не было ни пятидесяти сценаристов, одни из которых пишут шутки, другие – диалоги. Была Аня Старобинец, которая написала некий первый вариант, и я, который написал все остальное. Всего 2 человека. Все, что касается актеров, их утверждения, то этим занимались я, наш кастинг-директор и Марина Жигалова-Озкан, которая также участвовала как генеральный продюсер. Наши коллеги из «Диснея» тоже смотрели кастинг, но не с точки зрения контроля. Они ведь не знают, кто такой Гафт, кто такой Куравлев, им было просто интересно, насколько эти лица попадают в образ, созданный в сценарии. Надо понять, что создание фильма было дружеским творческим общением, и никоим образом не корпоративно-директивное тыкание пальцем. И та атмосфера радости и веселья, которая у нас была во время создания фильма, надеюсь хотя бы частично перешла на экран.
Kino-teatr.ua: Пожалуйста, несколько слов непосредственно о съемочном процессе.
Вадим Соколовский: Все натурные съемки проходили в Белоруссии, под Минском. Там есть такой этнографический музей под открытым небом, который является замечательной живой настоящей декорацией. Поэтому там мы решили снимать натуру, а павильонные съемки проходили все на «Мосфильме», в легендарном первом павильоне, где снимали советского кино.
Kino-teatr.ua: Когда вы писали сценарий, а потом снимали его, то вы видели перед собой всю огромную советскую традицию.
Вадим Соколовский: Конечно.
Kino-teatr.ua: И кто из классиков советского сказочного кино более всего вас вдохновил?
Вадим Соколовский: Мы все выросли на одних и тех же фильмах-сказках, поэтому если говорить о вдохновении, то оно черпалось и из нашего кино, и из западного кинематографа. Я пытался создать некую шараду: там очень много цитат и из живописи, и из музыкальных и литературных произведений, и киношных. Для меня, опять же говорю, это была игра, игра в сказку. Там можно найти много всего, и люди находят – порой даже то, чего я не имел в виду. Когда включаешься в эту игру, то начинаешь искать и находить что-то свое, хотя и традицию советских сказочных фильмов мы пытались продолжить. 
Катя Зиновьева 26 октября 2009


Avatar
Имя:
10 мая 2024

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 51920
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок
эксклюзив
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок

Как и стоило предполагать, в Украине кино снимается не только при государственной поддержке. Находятся и смельчаки, которые рискуют...

10 октября 2019 48588
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино
эксклюзив
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино

Узнав о том, что в Киеве в самом скором времени открывается новый артхаузный кинотеатр «Кино42», корреспондент портала Kino-teatr.ua...

29 ноября 2019 48212
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия
эксклюзив
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия

6 февраля на экраны Украины выходит один из самых заметных французских фильмов года – лента Селины Сьяммы «Портрет девушки в огне». Будучи...

30 января 2020 47535
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» -  шедевр
эксклюзив
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» - шедевр

Беседа с кинокритиком и отборщиком Международного кынофестиваля в Локарно Николасом Эллиоттом про прошлое и будущее украинского кино и...

20 августа 2019 47026