Постскриптум: Тенденции современного фестивального кино

Войти через
Регистрация
 
фильм Власть
Постскриптум: Тенденции современного фестивального кино
 
Новости: Постскриптум: Тенденции современного фестивального кино

Постскриптум: тенденции современного фестивального кино сквозь призму завершившегося ОМКФ-2017

Фестивальное кино меняется, оно становится другим, не теряя своей искренности и самобытности. Это убедительно демонстрируют не только итоги только отгремевшего ОМКФ-2017, но и другие знаменитые фестивали 2016-2017: "Сандэнс", "Венецианский", "Каннский", "Берлинале" и другие кинофесты, отражающие лицо современного независимого синематографа.

Раньше говорили: "Артхаус - такой артхаус!". Причем означать это могло от порицания до высшей степени восхищения. Некоммерческое, авторское кино могло как покорить, тронуть, до глубины души, так и вызвать сильнейшую степень отторжения: "Что это такое снято и зачем". Главное - для кого?

Независимые режиссеры почему-то обожали разговаривать "знаками", смысловыми фигурами, доступными лишь посвященным седьмой степени инициации... Вот, например, большая каменная голова плывет по реке. Что бы это значило? Наверняка, это несет высочайший смысл... но какой из них?! С другой стороны, разве сие противоречит законам физики? Плывет голова - и плывет, скажите спасибо, что не тонет.

Трактовку придумать нетрудно - разум в реке времени, произошел раскол, все течет, все изменяется, кроме вечных ценностей и.т.д. Но что именно хотел сказать режиссер и почему так зашифровал биение свой мысли?.. Ведь не только правду, но и хорошие, интересные мысли, говорить, как правило, приятно и легко. А если уж хочешь, чтоб тебя не понял никто и поняли все - то не придумаешь ничего лучше такой спонтанной многозначительной находки...

Для другой группы режиссеров фестивальное кино означало возможность, как следует, "пригрузить" зрителя. Самые темные и мрачные картины реальности, морги и кладбища, публичные дома и мусорные свалки, офис кинокритика... в бой шла самая тяжелая артиллерия! А также убийства, личные разборки, драмы и тяжкие болезни. Все - под тревожную музыку. Считается, что зритель, наблюдая за всем этим, должен пережить катарсис... но что, если просто отвращение? И активное нежелание больше связываться с чем-то таким?..

Третьи пуще поклонников "странных знаков" обожали молчать, темнить картинкой, снимать предметы и действия с разных ракурсов, подробно, медоточиво. Стремление ущучить классиков несомненно. Но классикам-то все равно, а вот зрителю подобные экзерсисы доставляли удовольствие далеко не всегда...

Не про каждый "странный" фильм можно сказать "Дело - труба!", но...



Что мы можем констатировать сегодня, по итогам прошедших кинофестивалей (и ОМКФ, в частности)? Тенденции в киноискусстве уже другие, причем наметились они не в этом году, а раньше.

"Чернуха" и стремление "прибить" зрителя (а чтоб не рыпался!) уже не на волне. Фестивальное кино отнюдь не стало гораздо более мягким (жестких и даже жестоких сцен хватает), но какое-то навязчивое желание прыгнуть под плинтус, измазать все в крови и грязи - ушло, в абсолютном большинстве своем. Даже очень жесткие фильмы все же целеполагательны и несут динамику, положительные заряды.

Смысловых аллюзий не стало заметно меньше, но они не подменяют собой кино, а вычурная манера не затмевает сами идеи. При этом фильмы остаются очень разными - не только по жанру. Свои школы, направления, подходы, все это есть. Как и великолепные авторские стили.

Но фестивальное кино стало более живым и более органичным. Оно перестало стремиться "к странности ради самой странности". Сегодня, если так можно выразиться, мы видим "артхаус с человеческим лицом". Он обращен к многим важнейшим для человека вещам: семье, отношениям, различным проблемам внутри общества.

Современное фестивальное кино зрит "космос внутри и космос снаружи". Оно не отгораживается от зрителя искусственными барьерами, а, наоборот, идет навстречу ему.

Именно поэтому, во многом, на фоне "стандартного прокатного кино", туго затянутого в супергеройскую кожу, оно воспринимается как глоток живительного воздуха. Ты видишь и чувствуешь не только кино, сюжет, историю, ты видишь саму жизнь! И самого себя в ней...

Об этом свидетельствует почти вся программа прошедшего ОМКФ-2017, и конкурсная, и внеконкурсная.

Вот только, как мне кажется, некоторые отечественные "кiномитцi" не вполне уловили суть произошедших изменений и продолжают снимать по-старинке. "Такой себе артхаус" (с) Безумно далеки они от народа, как говорится - а также от лучших образцов современного независимого кино.

В завершении - о победителе ОМКФ-2017, фильме "Короле бельгийцев". Как думаете, почему именно он взял главный приз? Ведь даже мы в своих обзорах-рецензиях, отмечая, что лента действительно хорошая, говорили и о недостатках, каких-то мелких недочетах. А кое-кто из киноэкспертов и вовсе весьма уничижительно отозвался о достоинствах картины и ее победе в конкурсе...

Закономерный победитель ОМКФ-2017 - "Король бельгийцев" Петера Бросенса!



Да нет, все справедливо! "Короля бельгийцев" безоговорочно выбрал зритель, проголосовав за него подавляющим большинством. А зритель, как и покупатель, всегда прав.

Зритель инстинктивно тянется к чему-то светлому, позитивному, и, в то же время, деликатному, умному, заставляющему задуматься. Да, "Король бельгийцев" был комедией в конкурсной программе. Но комедией отнюдь не "ржачной", пустой, а злободневной, тонко демонстрирующей многие современные проблемы общества... Интеллектуальной комедией со смыслом. Подчас необычно точно бьющей в самую точку - как для наших реалий.

Например, "фландрийцы" и "валлонцы", которые у Петера Боссенса "такие разные", но каждые со своими особенностями, никто из них "не хороший и не плохой - просто они такие, как они есть", а еще вокруг этого сплетаются мифы (об этом на лодке говорят персонажи фильма-победителя) - про кого бы это могло быть?.. Зачастую современное кино может быть куда правдивее и честнее, чем этого требует политкорректность или же активно навязываемые штампы. И которых наблюдается нынче значительно больше, нежели "киноштампов" в фестивальном кино, которые мы увидели.

Собственно, и другой победитель, на сей раз национального конкурса, лента Романа Бондарчука "Диксилэнд" не только очень душевная, трогательная документальная история, но еще один вызов набору стереотипов.

Иногда не только королю надо сойти вниз, сюда, к своему народу. И увидеть правду жизни, во всей ее полноте. Иногда это нужно всем нам.

Фестивальное кино меняется. Но самое главное, что оно остается искренним, нестандратным, живым и честным - такое кино всегда по нраву ищущему вопросы и ответы зрителю...

Ксеркс 25 июля 2017
Комментарии
 
Имя
22 февраля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Что в кино? Премьеры недели (24-30 января)

Один из главных претендентов на Оскар, сиквел "Крида", классика Спилберга и другие новинки проката.

23 января 2019

0
588

Что в кино? Премьеры недели (30 января – 6 февраля)

Номинант Оскара, украинская комедия, Мэттью Макконахи и другие новинки проката.

30 января 2019

0
398

Берлинские сериалы 2019

Инновационные форматы и долгожданные возвращения

28 января 2019

0
359

Что в кино? Премьеры недели (7-13 февраля)

Битва под Крутами, Лиам Нисон, Lego и другие новинки проката.

09 февраля 2019

0
329

Строгий юноша. Он же – Волшебный комсомолец

Oldschool2 в Довженко-центре – продолжение. Кино «зазора» и очередной шедевр.

15 февраля 2019

0
248

 



fk tw