Фильм Джеймса Грея «К звёздам» наконец-то – и, как и полагается в таких случаях непременно через тернии – выходит на наши экраны. Неизвестно, насколько упомянутые тернии повлияли на качество фильма, но результат в любом случае получился выдающийся.
Недалекое будущее (так, по крайней мере, утверждает первый титр фильма). Астронавт Рой МакБрайд (прекрасный Брэд Питт) – работает на некой фантастической конструкции (вроде бы – антенне для передачи сигналов для внеземных цивилизаций, которые упорно ищет человечество), на которой в следствие таинственного всплеска энергии происходит технологическая катастрофа. Рой выживает, и вскоре его вызывают в глубоко (во всех смыслах) засекреченную штаб-квартиру СпэйсКома (командования Космических войск США – кстати, они ведь уже созданы, не так ли?), где два серьезных генерала обрушивают на него неожиданную информацию – возможно, источник всех бед находится на орбите Нептуна и создан он руками его отца, легендарного астронавта Клиффорда МакБрайда (Томми Ли Джонс), исчезнувшего в глубинах космоса полтора десятилетия тому назад. Так что Рою придется отправится в свою собственную космическую одиссею, конечной целью которой может оказаться сердце тьмы.
Неизвестно, что заставило шефов студии Fox пару-тройку лет назад поручить нью-йоркскому инди-режиссеру Джеймсу Грею производство космического сайфая с 90-миллионным бюджетом, но результат – повторимся – оказался выдающимся. С одной стороны, Грей с первых же кадров демонстрирует прекрасное понимание требований современной научной фантастики – сцена, невероятно снятая оператором Хойте ван Хойтема, работавшим над нолановским «Интерстелларом», в которой Рой падает с упомянутой антенны, просто-таки захватывает дух и задает правильный тон всему фильму, по своим техническим и визуальным качествам сравнимым с «Гравитацией» Куарона. Содержательно же «К звездам» вызывает стойкие ассоциации с легендарным «Апокалипсисом сегодня» Френсиса Форда Копполы и с не менее легендарным «Солярисом» Андрея Тарковского. Хотя стоит уточнить, что в результате Рой совершает головокружительное путешествие не столько к сердцу тьмы, как герой «Апокалипсиса», сколь к собственному отцу, желая задать ему сакраментальный вопрос – «Зачем (и почему) ты ушел?». А темой фильма оказываются не космические путешествия и антиматерия, а мужская одержимость делом и та цена, которую за это платят близкие.