Войти через
facebook
 

Жернова революции


Фильм Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2
Вы можете в это поверить? К своему концу подошла еще одна подростковая франшиза, во многом переросшая свои жанровые рамки и возрастные ограничения. Китнисс Эвердин свергла правление Капитолия (и не говорите, что вы не догадывались). Пламя не просто вспыхнуло, нет – оно сгорело, оставив после себя пепел от некогда грозящегося изменить мир восстания. Революция закончилась, но только не в наших сердцах.
К четвертому фильму главная героиня окончательно повзрослела: любовь все так же терзает юное сердце, но впереди маячит дворец президента Сноу. Приоритеты очевидны. Тем не менее, любить в фильме будут, любить раздуто и надуманно. «Голодные игры» этим всегда удивляли: автор книг вписала любовный треугольник, дабы не отходить от канонов young adult, и довольно зрелый подтекст о войне и политике все время перекрывается игрой в «любит – не любит». Сдается, Френсис Лоуренс тоже узрел в этом некую иронию (благо, работает с книгами Коллинз уже в третий раз), отчего в фильме появилась вопиющая сцена разговора возлюбленных Китнисс, зажатая между двумя безжалостными экшн-эпизодами. Они вдруг решают поразмыслить, кого же в конце концов выберет Сойка. Что, тоже воротите носом? Уж извините, что написано пером, не вырубишь топором.
С самых первых кадров от нас требуют играть по правилам. Несмотря на бессовестное разделение книги на две равновеликие кинематографические половины, никаких скидок для аудитории не делается. «Часть II» начинается буквальным образом с ничего, не ждите краткого пересказа событий или еще чего в таком духе. Тем не менее, воспринимать фильм без шлейфа достижений вышедших эпизодов чревато последствиями: наружу сразу лезут все недостатки, в большинстве своем связанные именно с появлением двух частей вместо одной (остается только фантазировать, какой мощной она могла бы получиться).
Если прошлогодняя «Сойка» страдала от попеременного отхода от первоисточника, то ее продолжение, наоборот, слишком буквально следует книге, моментами все же не слишком кинематографичной. Неподготовленного зрителя наверняка разозлит финал, где вместо масштабного противостояния с ненавистным режимом будут временные скачки и насквозь фальшивый хеппи-энд. Так должно было быть: с самого начала это была история не свержения власти, а всего лишь одного человека, что случайным образом зажег пламя революции. После двух Голодных игр героине Дженнифер Лоуренс (без сомнения, главной звезде всей тетралогии, что не теряет позиций, даже когда в кадре появляются титулованные коллеги постарше) приходится резко повзрослеть и прийти к вещам страшнее, чем убийство своих сверстников ради развлечения элит.
Весь фильм режиссер отчаянно пытается балансировать между зрелищем и мыслью, попеременно чередуя экшн-эпизоды с камерными сценами, но совсем забывает о тех, кто во втором ряду. Второстепенных персонажей в «Сойке» как будто нет, все они очерчены лишь для того, чтобы в какой-то момент бесславно погибнуть. Причем на задний план попадают персонажи важные, отчего их смерти обставлены как-то бездушно и не очень-то драматично. Возможно, таким образом Френсис Лоуренс подводит к глобальным размышлениям о неразрешимости войны и обесценивании отдельной человеческой жизни. Или же попросту нерасторопно обращается с материалом, тут уж как посмотреть.
Пока в кадре растекается непонятная черная жижа и откуда не возьмись возникают мутанты, позаимствовавшие свой внешний вид сразу с десятка других картин, за кадром остаются давно уже не детские размышления о власти, о войне и ее жертвах. Самое важное в фильме происходит где-то далеко за пределами Капитолия и даже вне Панэма. Самое важное – оно ведь тут, в наших с вами реалиях. Вымышленный мир Сьюзен Коллинз пугающе похож на правду, фантазия каким-то чудовищным образом воплощается в мире, где выпало жить всем нам. Думаете, что мы никогда не придем к кощунственной идее Голодных игр? Мы уже давно их проводим, правда называем несколько другими именами, хватит врать самим себе.
В этом и заключается ценность четырех экранизаций, не всегда и не во всем ровных, а порой и плохо скрывающих человеческую жадность. Они были нужны миру, несмотря на упрощения. Китнисс почти четыре года развлекала не только Капитолий, но и нас с вами, но в конце концов вышла если не победителем, то как минимум не проигравшим. Она повзрослела и впустила всю боль, от которой не скрыться даже после окончания войны. Может, и нам пора двигаться дальше?
0
Сергей Задко 25 ноября 2015
Like

Имя:
18 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 августа 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 августа 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 июля 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 мая 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 февраля 2016