Зомби по имени Зритель
Прокатчики уже, видимо, устали дорисовывать новые цифры к частям «Обители зла», потому новый том экранизации популярной видеоигры вышел под лаконичным названием «Возмездие». Совершенно не понятно, что за возмездие и к кому оно приходит (в самом фильме намеков на это нет), но в оправдание создателей стоит сказать, что крайне ограниченному количеству франшиз удавалось держаться на плаву на протяжении пяти частей.
Фильм оставляет после себя чувство незавершенности, но это не то голливудское многоточие, которым заканчивался, к примеру, ричевский «Холмс». После «Возмездия» создается впечатление, будто приобрел демо-версию игры, достаточно неплохой, но какой-то однотипной и шаблонной. Но игру пройти хочется уже хотя бы из принципа того, что она легкая, да и ты всегда заканчиваешь начатое. Иными словами, весь сумбур в пятой «Обители зла» не просто наигранный и переигранный, но какой-то бессмысленный и достаточно предсказуемый. Чего только стоят первые пять минут, пересказывающие события предыдущих частей. И уже после этого «Обитель зла» начинает напоминать назойливый телевизионный сериал.
Элис просыпается в камере корпорации Амбрелла, которая, как оказывается, находится где-то в подводном мире Камчатки. Ада, агент, предавший корпорацию, помогает героине бежать и открывать для себя местные локации, на которых тестировался Т-вирус и реакция на него людей (клонов). В то же время с поверхности прибывает команда, спешащая на помощь Элис. Вместе они сражаются с био-монстрами в Москве, Нью-Йорке и Токио. В общем, уже даже из сюжета можно заключить, что фильм невероятно приближен к компьютерной игре – пройди уровень, открой следующий, находи оружие, выполняй миссии. Вот и не выглядит всё это действо, как полнометражная картина.
Но можно отдать должное Милле Йовович, чья Элис с годами становится только лучше. По крайней мере, внешне. А вот Пол Андерсон, перешагнув кризис среднего возраста, пришел к кризису жанра – после четырех частей «Обители зла», в каждой из которых он выступал сценаристом, киношник как-то подвыдохся. Сказать, что сценарий плохой будет не совсем правильно, но такое чувство, что он создавался какой-то автоматической программой, так много в нем корявостей.
Помните «Крик»? В первой части героиня Сидни Прескотт задает зрителю хороший вопрос: «Зачем все жертвы бегут на второй этаж? Оттуда ведь нет возможности вырваться и позвать на помощь». Тот же вопрос можно задать его Андерсону – все его герои и образно и буквально забираются на второй этаж. При чем, в основном безосновательно, ибо как такового конфликта в фильме нет, и сюжет построен на пустом месте. Но все равно у дальнейших частей перспектива есть. Было бы интересно посмотреть не на сражение, а на восстановление мира после Т-вируса, психологический аспект событий. Хотя если простым смертным зомби для пропитания нужны мозги, то зомби по имени Зритель требует зрелища, не обязательно приправленного смыслом (как и мозги не обязательно приправлять карри).
Постановка лучше сценария, и, конечно, фильм хорош с технической точки зрения. Есть среди спецэффектов и злоупотребления – «эффект «матрицы» с замедленной съемкой образцово появляется на экране каждые пять минут. В остальном, картинка приятно голливудская, и даже на удивление адекватная в 3D. Не радует звук – всё чересчур шумно, мало нормальной музыки, довершающей атмосферу.
И еще одна параллель с другим фильмом – в одной из частей «Назад в будущее» мы можем видеть репертуар кинотеатра 2015 года, на котором висит афиша «Челюстей-19». Своеобразная ирония Спилберга и Земекиса, но настоящее пророчество для «Обители зла».