Автоматов и зрелищ
Очередной русский фильм о войне сложно воспринимать с большим энтузиазмом. Впрочем, когда это фильм, снятый Федором Бондарчуком (чья "Девятая рота" в целом получила больше положительных отзывов, нежели негативных), то энтузиазма становится немного больше. А если учесть еще и тот факт, что продюсером в этом самом фильме о войне выступил Александр Роднянский, то уже интересно посмотреть на результат плодов двух именитых киношников.
"Сталинград" рассказывает историю дома Громова (реальный прототип - дом Павлова). Этот дом - один из последних объектов, который препятствует немцам захватить Сталинград. В доме проживает молодая девушка Катя и несколько солдатов советской армии. Параллельно рассказывается история нацистского капитана, испытывающего привязанность к еще одной молодой героине - Маше.
Сраз стоит оговориться, что "Сталинград" - не шедевр. Вообще ни по каким меркам не шедевр: он не берет ни сюжетом, ни актерской игрой, ни пост-продакшном, ни музыкой. Тема войны уже, признаться, надоело, как надоело и то, что это одна из нескольких тем, которую чаще всего эксплуатирует русский кинематограф. Фильм держится на отметке нормально - он не афористичный, не заставляет думать, не погружает в атмосферу. Просто нормальный такой фильм, в который, несмотря на тему войны, можно особо не вникать.
Единственное в сюжете и общей канве драматургии, что действительно привлекает внимание - это сюжетная линия немецкого капитана, который регулярно посещает в руинах Сталинграда местную жительницу Машу, принося ей еду. Все остальные герои достаточно поверхностные, и попытки придать им колоритности фразами-паразитами а-ля "в общем-целом" не приносят успеха. Герои просто не запоминаются. Можно, конечно, сделать вывод, что большинство из них - это некие собирательные образы военных времен. Но всё же Вторая мировая война для большинства зрителей - это нечто одновременно очень обезличенное и очень личное (почти в каждой семье на постсоветском пространстве есть свои "пропавшие без вести на фронте" и, слава Богу, вернувшиеся живыми фронтовики).
Актерская игра тоже достаточно инертная - без каких-то ляпов и искусственности, но ничего выдающегося. К слову, Сергей Бондарчук, сын Федора Бондарчука, все же заслуживает похвалы - не так ведь просто нести на себе большую часть жизни заслуги своих родителей и даже работать с одним из родителей на одной площадке, но актеру его роль далась неплохо. А вообще нужное отдать должное Бондарчуку-ст. уже за то, что в "Сталинграде" в кадре работают в основном молодые, еще "не засветившиеся" звезды - это создает некий эффект свежести, не привязывает персонажей к давно знакомым лицам.
Операторская работа в "Сталинграде" очень академичная - она хорошая, в ней нет ничего оригинального или новаторского, но, пожалуй, для такого фильма этого и не требуется. А вот со спецэффектами легкий перебор - все шумно, сумбурно, неорганично. Нарисовано красиво, по-голливудски, но есть большое "НО"...
Пусть и работали создатели фильма с голливудскими специалистами, но искоренить главный недостаток 3D им так и не удалось - картинка слишком темная, большую часть фильма приходится щуриться, чтобы разглядеть во мраке, что же там происходит. С одной стороны для военного жанра технический формат "Сталинграда" - это некий прорыв, некая грань, которую рано или поздно пересекли бы. Со "Сталинградом" это совершили профессионально, пусть и с некоторыми недоработками. К слову, в IMAX этот вышеупомянутый эффект затемненности вероятнее всего будет не так бросаться в глаза.
В завершение стоит добавить только, что "Сталинград" содержит куда меньше тех военных штампов, которых не гнушались другие современные русские режиссеры. Картина больше голливудская, чем русская, сделана качественно и некотором смысле "с душой". "Сталинград" не скучный, не вдумчивый, зрительский фильм, типично "кинотеатральный", но вот стоило ли его отправлять на "Оскар"?.. Вряд ли. Разве что, чтобы под этой маркой отбить 30-миллионный бюджет в кинотеатрах.