Тоталитаризм других


Рецензия на фильм: Жизнь других
Фильм Жизнь других

Тоталитаризм других

 Тем из наших уважаемых зрителей, кто не увидел "Жизнь других" более года назад, когда он участвовал в "Молодости -2006", предстоит встреча с определенного рода феноменом - этот фильм, в котором спецэффекты, всяческие фэнтезийные чудики и прочие атрибуты современного кино отсутствуют напрочь, собрал не только весьма внушительную кассу у себя на родине, в Германии, но и то ли 30, то ли 40 международных наград, среди которых - "Оскар" за лучший неанглоязыный фильм.

1984 год, Германская Демократическая Республика, социализм германского образца явно чахнет, но, как предусмотрительно сообщает начальный титр, никакой гласностью на пару с перестройкой еще не пахнет. Эдакий человек без свойств, сотрудник штази Вислер (если кто забыл - так называлось Министерство государственной безопасности, аналог советского КГБ) практически из спортивного интереса напичкивает квартиру успешного, но левачествующего драматурга Дреймана (Себастьян Кох - хороший немец из верхувеновской "Черной книги") всяческими подслушивающими приспособлениями и заступает на вахту, в чем находит поддержку министра культуры, положившего глаз на красивую актрису Кристу-Марию (Мартина Гедек), живущую в гражданском браке с Дрейманом. Очевидно, что в течение бесчисленных бессонных ночей, проведенных в прослушивании заглавной "жизни других"  Вислер постепенно начинает менять свои прежде непоколебимые убеждения.

Когда рецензируешь столь озолоченное кино, практически автоматически возникают сомнения в адекватности собственного восприятия кино, но в данном случае все же не удержусь от пары-тройки замечаний. Первое: о чем снимал фильм молодой дебютант Флориан фон Доннерсмарк? Если о тоталитаризме, то главный недостаток этого фильма в том, что если согласится с такими авторитетами в этой области, как Джордж Оруэлл, Франц Кафка или же, из не столь отдаленного прошлого, Терри Гиллиама с его "Бразилией", то тоталитаризм по природе своей иррационален, а по сему - практически непобедим. А Доннерсмарк снимает свой фильм по математически выверенному сценарию, в котором всем поступкам находится пусть завалящее, но все же логическое объяснение. Такому сценарию может быть дано и другое объянение - режиссер-сценарист просто прилежный ученик, который пишет свою работу ("Жизнь других" - формально является дипломом Доннерсмарка), точно зная, что хочет прочитать его учитель. Подозревать же Доннерсмарка в коньюнктурщине все же не хотелось - его работа выглядит достаточно искренней. Если же автор делал кино о мутации уже упоминавшегося выше "человека без свойств", каковым в начале фильма предстает Вислер, происходящей под воздействием резкого осознания полного отсутствия собственной жизни, проступающего на фоне отголосков жизни других, то в самую такую трансформацию верится с трудом.

Хотя, если переносить ощущения от "Жизни других" на реалии современного отечественного кинематографа, то хочется просто закричать - даешь побольше украинских доннерсмарков!

0
Алексей Першко 30 ноября 2007


Имя:
18 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 июня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 июня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021