Иди и смотри!
Автор: Ирина Гордейчук
7 апреля на экраны Украины выходит остросюжетная мелодрама «Все в порядке, мама!»
Сколько не убеждают критики недоверчивых зрителей, что кино, мол, искусство синтетическое, те все равно, добросовестно прочитав рецензии и приняв на веру компетентное мнение профессионалов еще до похода в кинотеатр, на следующий день после просмотра взахлеб или с негодованием рассказывают друзьям и коллегам в основном о сюжете картины и… Конечно же, об актерах! О знаменитых, любимых, дебютантах и непрофессионалах. Обо всех, кто появился в кадрах нового фильма. Особенно если лента заставила плакать или смеяться, страдать или замирать от страха. По большому счету, оно и немудрено: ведь артисты – визитная карточка картины, и «бьют (если помните) не по паспорту…» В общем, вы меня поняли.
Посему начну от обратного. Поскольку лидером в творческой группе, хотите вы того или не хотите, всегда был, есть и будет автор фильма. То бишь режиссер. В данном случае, россиянин Федор Попов («Четыре таксиста и собака», «Кавказская рулетка» - Авт.)
Сюжет новой работы режиссера «Все в порядке, мама!» незамысловат. Приморский городок одной из балканских стран. Наши дни. Российский журналист Сергей Сотников приезжает в сулящую приятный отдых командировку взять интервью у русского профессора-геофизика, которому присуждена престижная международная премия. Совершенно случайно журналист становится свидетелем убийства ученого. И главным подозреваемым в преступлении. Его начинают преследовать и киллер, и полиция. В отчаянии Сергей обращается за помощью к первому встречному – молодой горничной, с которой сталкивается в гостинице…
Чтобы не расшифровывать интригу, здесь, пожалуй, следует поставить точку. Простите, многоточие. Потому что главные достоинства картины заключаются, в общем-то, не в ней. Признаюсь, прочитай я такой синопсис, вряд ли тотчас побежала бы в кинотеатр, боясь пропустить нечто особенное. Фильмы с вариациями на аналогичную тему - не открытия в современном кинематографе. Почему-то думается, что и Федор Попов предполагал подобную зрительскую реакцию и обхитрил всех.
С первых кадров фильма - волшебной балканской страны (заядлые путешественники, конечно, тотчас узнают в ней живописную Черногорию), с восторгом снятой оператором Александром Кузнецовым, с первых аккордов стилизованной музыки талантливого композитора Марка Эрмана, в которой угадываются темы феерического Горана Бреговича, этот мелодраматический детектив начинает затягивать даже скептически настроенного зрителя. Потому что режиссер хоть и рассказывает о серьезнейшей проблеме, которая сегодня волнует весь здравомыслящий мир – международном терроризме, но делает это без назидательства и хрестоматийных выводов о том, что добро побеждает зло. Автор несколько отстраняется от экрана, давая понять и нам с вами: гипотетически такая история могла бы случиться где угодно, но только не в таком райском уголке, который вы видите. В стране, сотканной из солнца, моря, гор, темпераментных и смелых людей, видевших смерть и знающих цену жизни, ничего трагического уже не произойдет никогда.
Фильм «Все в порядке, мама!» - немного сказка. И потому даже перестрелки, драки, кровь не выглядят набившей оскомину «чернухой» начала 90-х, но и не кажутся компьютерными «стрелялками». Как Федору Попову удалось соблюсти эту зыбкую грань, я еще не поняла. Хотя соображения по поводу имеются. Некая схематичность сценария наполняется живительными силами, конечно же, благодаря замечательной игре актеров. Как российских, так и сербских. И в первую очередь, исполняющих главные роли. Полине Агуреевой («Долгое прощание», «Эйфория», «Ликвидация», «Исаев» - Авт.) и Алексею Филимонову («Кислород», «Я», «Услышать Море» - Авт.).
Что касается меня, то увидев на афише имя Агуреевой, я бы даже и аннотацию на фильм читать не стала, зная, что эту картину смотреть необходимо. И неважно, кто режиссер и партнеры, каков сюжет. Эта хрупкая актриса (окончившая, кстати, режиссерский факультет ГИТИСа) с «незамыленной» внешностью и графической пластикой редко снимается в кино, но в «Мастерскую Петра Фоменко», где она служит с 1997 года, многие театралы уже давно ходят «на Агурееву». Конечно же, неспроста. Актриса - лауреат престижной театральной «Чайки», удостоена Государственной премии России, дипломант премии «Триумф».
А несколько лет назад на фестивале «Кинотавр» сыгранная ею актриса-карьеристка Ляля в «Долгом молчании» была оценена и профессионалами-кинематографистами - как «лучшая женская роль». Режиссер фильма Сергей Урсуляк вспоминает, что когда он впервые увидел Агурееву на сцене, сразу отметил для себя: «Разнообразная, особая, нездешняя… Полина ускользает, исчезает, бежит от всего наносного».
Очевидно, и Федора Попова пленила непохожесть актрисы на клонированных силиконовых красавиц, и ее сдержанный рисунок роли Иванки в фильме, оттененный обаятельным сербским акцентом в русском языке, блестяще сделанном Агуреевой, придает фильму отдельную загадку и прелесть.
Кстати, во взрослом актерском ансамбле картины «Все в порядке, мама!» органично чувствует себя и маленькая артистка – дочь Полины Агуреевой по фильму. Волею случая она принимает участие во всех приключениях, которые происходят с главными героями, и абсолютно не пугается экстремальных ситуаций, философски рассуждая, что самое главное для человека - научиться летать… Это я к тому, что на премьеру фильма Федора Попова «Все в порядке, мама!» вполне можно идти и с детьми. Ни скучно, ни страшно им не будет.