День мертвых сурков
"Каждый день может быть идеальным — надо только хорошо поработать."
(из "Дня Сурка")
"Ее звали Лимбо - такие у них имена..."
(В. Меладзе)
"Дома, дома, выходи из дома..."
(Кабаре-дуэт "Академия")
Разумеется, все мы помним жизнерадостнейший "День сурка" с Биллом Мюрреем и Энди МакДауэлл - одну из лучших картин в истории "синематографа". Винченцо Натали, автор первого "Куба", "Химеры", "Париж, я люблю тебя" и ряда других незаурядных картин замахнулся на своебразный "реверанс" в сторону легендарной ленты Харольда Рэмиса: в его фильме герои также многократно переживают один и тот же день, но смешного тут значительно меньше, чем нравоучительного и просто тревожного, да и "переживают" - слово не совсем подходящее. Поскольку участники этих событий большей частью... мертвы, да и за всем происходящим неумолимо восстает образ грозного и бессмертного маньяка, сквозь время и пространство пожинающего свою кровавую жатву...
Главная героиня - девочка с "фарионовским" именем Лиза - понимает это раньше других (и зрителя в том числе), а нам остается предположить, что все это неспроста: семья "живет" в строгой привязке к своему дому, откуда никто не может уйти (за окнами непроглядный туман, который "возвращает" обратно), одни и те же события повторяются в разных сочетаниях, странные звуки и голоса наводят на мысль, что в этом доме они не одни, и даже пугающий "хранитель дома" - это еще не все... "Закваска" не только читается интересно, но и смотрится вполне соответствующе. Натали (не девочка, но мальчик и режиссер ленты) умело подбрасывает "поленцев" в тлеющий костер загадок и зрительского интереса.
В принципе, этого "запала" хватает до самого конца, хотя некоторые "ходы" довольно стандартизованы, а то и попросту шаблонны. Увы, этого избежать не удалось. С другой стороны, Винченцо удалось выдержать и какой-то оригинальный подход, когда различные элементы складываются в общую "головоломку", которая проворачивается так и сяк. Кино хоть и не кажется страшным, но выглядит очаровательно мистическим, неглупым, довольно многогранным "кубиком-рубиком" для поклонников жанра... И отдельные фрагменты хоть и несколько выпадают, но не звучат диссонансом, а тоже способны порадовать и удивить, как та мелодия для флейты, которую наигрывала Лиза...
Невзирая на отдельные недостатки и "шаблоны" (сонмище мертвых девочек и др.) - довольно талантливое и интересное кино, которое стоит посмотреть. Возможно, оно не настолько сильно и "идеолгически выдержано", как некоторые другие ленты Натали, но, тем не менее, довольно любопытный эксперимент режиссера и неплохой, пробуждающий фантазию мистический триллер, как минимум, на один вечер...