Анн Эмон, дебютантка из канадского Квебека, сняла ленту, глубоко укорененную во французской культурной традиции (литературной и кинематографической) – укорененную как тематически, так своими формальными приемами. Не обладая какой-то исключительной оригинальностью, «Их первая ночь», тем не менее, фильм очень личный и проникновенный и рассчитан он в первую очередь на зрителя подготовленного и думающего.
Подготовленного к восприятию длинных монологов, написанных самой Анн Эмон явно под воздействием основоположников экзистенциализма Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. Конечно, монологи двух молодых людей, встретившихся где-то на рэйве и вскоре оказавшихся в страстных объятьях друг друга, весьма современны и привязаны к реалиям нашего мира, но сути это не меняет: они говорят об отчуждении, одиночестве и – одновременно – о страхе принадлежать кому-нибудь другому. Они говорят о том, что не находят места в этом мире. И дело не в том, что они умнее остальных, нет – дело в том, что им довелось понять, что смыслы, которые находят себе большинство окружающих их людей, на самом деле – фикции, симулякры, то есть суть подобия смыслов. И в этом разрезе тем более символичным представляется финал с чтением маленькими учениками Клары (Катрин де Леан)далеко не детских стихов.
Формальный стиль ленты Анн Эмон коренится в традициях, заложенных ранним Годаром или же Эриком Ромером, фильм которого «Моя ночь у Мод» не раз вспоминается в ходе просмотра «Их первой ночи». Но не забыла режиссер и более поздних своих учителях, среди которых Патрис Шеро с его британским «Интимом» (в смысле откровенности любовных сцен). И все же – при всем количестве возможных отсылок и богатстве традиции, на которую опирается Эмон – надо признать, что она все же не Годар, Ромер и не Шеро, отчего фильм ее все же больше напоминает театральную постановку с ее четким делением на акты, единством времени, действия и места, и отличным от кинематографического ритмом построения рассказа. Хотя с ритмом у Эмон проблем нет – порой он напоминает эдакий «данс модерн» (см. сцену, когда Николай (француз Димитри Сторож) пытается остановить уходящую Клару).
В целом «Их первая ночь» - фильм не для широкой публики, фестивальный продукт, адресованный публике никогда (возможно) и не бывавшей на сеансах каких-нибудь очередных трансформеров. Но хочется надеяться, что и у нас он найдет своего зрителя.