Субурбикон: Америка братьев Коэн
При просмотре возникает два вопроса: почему сюжет фильма до боли похож на “Фарго” и где же тут рука Клуни-режиссера с его политической сатирой.
У братьев Коэн персонажами часто бывают маленькие люди, которые обобщают лицо всей одноэтажной Америки. У Джорджа Клуни, наоборот - в его фильмах маленьких людей и маленьких судеб нет. На стыке этого противоречия и стоит “Субурбикон”.
Сценарий к фильму Коэны писали еще в 80-х и задумывали его как черную комедию. Позже он получил имя “Фарго”, принес сценаристам Оскар и прославил их за то, за что мы, собственно, знаем их сейчас. Оригинальный текст пришлось отложить, пока Клуни не решил затронуть тему американской сегрегации в декорациях 50-х годов. Он и его постоянный коллега Грант Хеслов внесли некоторые правки в первоначальный “Субурбикон”. И вот что вышло.
В маленький утопический городок переезжает семья афроамериканцев. Это очень огорчает его жителей и вынуждает взяться за вилы, расправить флаги конфедератов и выжить новую семью из их идиллистической на первый взгляд общины. Желание говорить на остросоциальные темы уже принесло Джорджу Клуни 4 номинации на Оскар: за историческую драму “Доброй ночи удачи” и политический триллер “Мартовские иды”. К сожалению, в этот раз либеральные настроения режиссера таким успехом не увенчаются. Картина, как и две вышеупомянутые, была представлена на Венецианском кинофестивале, но положительных отзывов получила очень мало. По сути он наступил на те же грабли, что и в работе над фильмом “Охотники за сокровищами”, где важную тему испортил откровенно скучный нарратив. Казалось бы, картина общества, отравленного слепым расизмом, как никогда актуальна для американского зрителя. Да и характерная особенность героев тоже, кстати, подходит под общее описание. Они склонны легко поддаваться страсти или даже одержимости. И абсолютно не важно, кто это: журналист, политик или отчаянный историк времен Второй мировой.
Парадоксально, но в этот раз все подпортил трехмерный и более увлекательный сюжет. Он развивается параллельно антигуманным настроениям в районе и происходит буквально на соседней улице, где череда финансово мотивированных убийств тянет за собой трагикомичный шлейф Джоэля и Итана Коэнов. Они признают, что люди лицемерны и жизнь полна неприятных неожиданностей, но, по крайней мере, над этим всегда можно посмеяться.
На главу семейства Лоджей Гарднера (Мэтт Деймон) выпали нелегкие испытания - в его дом ворвались воры и непреднамеренно убили жену Роуз (Джулианна Мур). Все, что у него осталось - это её привлекательная сестра-близнец Маргарет (тоже Джулианна Мур), крупная страховая компенсация и маленький сын Никки (Ной Джупе), глазами которого мы и наблюдаем за происходящим. Несложно догадаться о мотивах преступления и провести параллель с тем самым “Фарго”. Да, фильмам Клуни не чужда ирония, но она и близко не такая привлекательная, как черный юмор сценаристов.
Нужно также отдать должное Роберту Элсвиту. Постоянный оператор Пола Томаса Андерсона плавно обрисовывает движения персонажей и их взаимодействие друг с другом, оставляя возможность зрителю предугадать следующий шаг. Вместе с оскароносным композитором Александром Десплой он привнес саспенс в тихую провинцию. На контрасте этой неуютной атмосферы и визуальной эстетики почтовой открытки можно отчетливо ощутить безнаказанность злого умысла.
Но логические дыры в сценарии набор знаменитостей закрыть не смог. Скорее наоборот, это как раз тот случай, когда громких имен в списке создателей избыточно много. От перетягивания одеяла получилась очень странная смесь драмы и комедии - в борьбе за собственные масштабы и социальную значимость “Субурбикон” так и не нашел золотую середину.