Не "Хулиганы Зеленой улицы"
Русское кино - абсолютно уникальная штука. Можно пересмотреть десятки совершенно шаблонных, с натянутым юмором и сюжетом фильмов, и понять, что киноиндустрия в России катится в бездну. А можно среди этих десятков найти буквально две-три достойных картины - и найти в русском кино какую-то свою аутентичность.
К сожалению эти две-картины попадаются крайне редко. Поиск хороших русских фильмов - это сродни добыче дикого жемчуга: приходится изрядно покопаться в каком-то ужасном скользком моллюске, и то иногда жемчуг оказывается фальшивым (как восковой шарик в стекле). "Жемчужных" фильмов в русском кинематографе в последнее десятилетие прибавилось - появились такие имена, как Звягинцев, Серебренников, тот же Каримов (хотя ему пока что можно "засчитать" только "Неадекватных людей").
"Околофутбола" можно причислить к хорошим русским фильмам. Картина пытается охватить тему существования околофутбольной субкультуры, изнутри показав, чем же живут эти люди. История строится вокруг конкретной группировки фанатов - в центре сюжета четверо друзей-лидеров одно из так называемых "фирм". За свой любимый "Спартак" они болеют не просто речевками и шарфиками, а выходят на жестокие драки с фанатами других команд.
Фильм невероятно естественный - в нем нет никакой наигранности, которая, к сожалению, часто присуща русским зрительским фильмам. Собственно, это можно объяснить тем, что и сценаристы, и актеры черпали информацию от реальных хулиганов - последние выступали консультантами и при написании сценария, и при съемках "Околофутбола" (об отношениях с реальными хулиганами больше рассказал kino-teatr.ua в своем интервью актер Павел Ерлыков). Этой естественностью фильм и подкупает - за драками, фанатичным отношением героев к своей идее, нетерпимостью к другим фанатам и даже за скинхедскими замашками, за всем этим скрывается желание персонаже выбиться из общей колеи. Такое желание можно назвать только похвальным, хотя способы добиться желаемого далеко не лучшие.
Сама драматургия фильма подана достаточно интересно - мы не осуждаем героев, а сопереживаем им. Кто-то из-за "фирмы" обрекает на провал свои потенциально успешные отношения с девушкой, кто-то жертвует всеми друзьями, которые в некоторой мере осуждают интересы героя, а для кого-то уже не осталось ничего, кроме "околофутбола". Но, в итоге, какие-то последствия все равно появляются и все герои в той или иной степени платят цену за то, что выбрали именно такой путь.
Причина, по которой "Околофутбола", как упомянуто ранее, можно причислить к хорошим фильмам очень проста - фильм заставляет задуматься. Его не хочется сравнивать ни с "Хулиганами Зеленой улицы", ни с "Фабрикой футбола", ни с двумя "Фирмами", ни с одним другим подобным по теме фильмом. Хотя бы потому что, хоть кинематографизм здесь сохранен, но история воспринимается как реальная. "Хулиганы" же и "Фабрика" оставляют послевкусие фильма.
Давать рекомендацию, что этот фильм необходимо посмотреть всем-всем-всем, нельзя. Наверняка не всех "Околофутбола" заставит размышлять. Фильм противоречивый, сложный, динамичный, но однозначно стоит просмотра и дискуссий еще думающей публики.