Душа обязана трудиться


Рецензія на фільм: Вісім
Фільм Вісім
Некоронованный лидер украинского киноавангарда Александр Шапиро демонстрирует завидную творческую энергию: только что на «Молодости» он предлагал заглянуть в будущее, которое при этом в прошлом, а сейчас в украинский прокат выходит еще одна лента режиссера – «Восемь».
Некая девушка нервно курит в подъезде старого киевского дома сигарету за сигаретой, перебрасываясь фразами со случайными собеседниками, последний из которых оказывается вовсе не случайным, что и приводит к трагическому финалу… Некий мужчина зрелых лет (Владимир Стеклов) истерически умоляет свою молодую супругу не расставаться с ним. Эти мольбы тоже закончатся фатально…Некто Виллен просыпается со страшного похмела (и алкогольного, и наркотического) в памперсе и с американским флагом, на котором нарисован Джим Моррисон, на плечах. Из кошмара его вырывает сигнал мобилки (гимн Украины), а услышанное повергает его в еще больший кошмар, из которого есть только один выход…
Аннотировать фильмы Александра Шапиро традиционным способом – занятие крайне неблагодарное: сам автор давно утверждает, что хорошее кино – искусство полисемантическое – и должно доносить совсем не те смыслы, которые кажутся очевидными при просмотре. Очевидно, что «Восемь» - как раз из этого числа. Тем более, что внутренний духовный опыт мэтра явно испытал влияние мистических практик (в частности – хасидизма, о чем свидетельствует первый фильм из цикла о цадиках, посвященный самому знаменитому из них – Нахману). И это не могло не сказаться на творчестве Александра Шапиро, который формулирует свою задачу как кинематографиста как «концентрирование внимания зрителя на процессах, которые происходят в нем, а не на зацикливании человека на качестве обертки» (и в этом, заметим в скобках, судя по фильму «Восемь» он вполне преуспел). Также новая лента Александра Шапиро убедительно демонстрирует, что он не забыл и об еще одной важнейшей задаче творчества – «поиске своего личного жизненного смысла».  Очевидно, что «Восемь» - составная часть того художественного материала, в борьбе с которым ищущий человек учиться понимать искусство (позволим себе еще раз процитировать автора – «научится понимать искусство – значит, представит, что ты делаешь что-то очень сложное для некой неявной задачи»). И, наконец-то, можно обоснованно констатировать, что «Восемь» - уверенный шаг на пути возвращения его автором «острой художественной актуальности», несколько утерянной за годы добровольного затворничества.  
0
Алексей Першко 25 листопада 2016


Ім’я:
20 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 червня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 червня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 червня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 червня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 червня 2021