Некоронованный лидер украинского киноавангарда Александр Шапиро демонстрирует завидную творческую энергию: только что на «Молодости» он предлагал заглянуть в будущее, которое при этом в прошлом, а сейчас в украинский прокат выходит еще одна лента режиссера – «Восемь».
Некая девушка нервно курит в подъезде старого киевского дома сигарету за сигаретой, перебрасываясь фразами со случайными собеседниками, последний из которых оказывается вовсе не случайным, что и приводит к трагическому финалу… Некий мужчина зрелых лет (Владимир Стеклов) истерически умоляет свою молодую супругу не расставаться с ним. Эти мольбы тоже закончатся фатально…Некто Виллен просыпается со страшного похмела (и алкогольного, и наркотического) в памперсе и с американским флагом, на котором нарисован Джим Моррисон, на плечах. Из кошмара его вырывает сигнал мобилки (гимн Украины), а услышанное повергает его в еще больший кошмар, из которого есть только один выход…
Аннотировать фильмы Александра Шапиро традиционным способом – занятие крайне неблагодарное: сам автор давно утверждает, что хорошее кино – искусство полисемантическое – и должно доносить совсем не те смыслы, которые кажутся очевидными при просмотре. Очевидно, что «Восемь» - как раз из этого числа. Тем более, что внутренний духовный опыт мэтра явно испытал влияние мистических практик (в частности – хасидизма, о чем свидетельствует первый фильм из цикла о цадиках, посвященный самому знаменитому из них – Нахману). И это не могло не сказаться на творчестве Александра Шапиро, который формулирует свою задачу как кинематографиста как «концентрирование внимания зрителя на процессах, которые происходят в нем, а не на зацикливании человека на качестве обертки» (и в этом, заметим в скобках, судя по фильму «Восемь» он вполне преуспел). Также новая лента Александра Шапиро убедительно демонстрирует, что он не забыл и об еще одной важнейшей задаче творчества – «поиске своего личного жизненного смысла». Очевидно, что «Восемь» - составная часть того художественного материала, в борьбе с которым ищущий человек учиться понимать искусство (позволим себе еще раз процитировать автора – «научится понимать искусство – значит, представит, что ты делаешь что-то очень сложное для некой неявной задачи»). И, наконец-то, можно обоснованно констатировать, что «Восемь» - уверенный шаг на пути возвращения его автором «острой художественной актуальности», несколько утерянной за годы добровольного затворничества.