Фільм Ґарфілд у кіно 2024

Душа обязана трудиться


Рецензія на фільм: Вісім
Фільм Вісім
Некоронованный лидер украинского киноавангарда Александр Шапиро демонстрирует завидную творческую энергию: только что на «Молодости» он предлагал заглянуть в будущее, которое при этом в прошлом, а сейчас в украинский прокат выходит еще одна лента режиссера – «Восемь».
Некая девушка нервно курит в подъезде старого киевского дома сигарету за сигаретой, перебрасываясь фразами со случайными собеседниками, последний из которых оказывается вовсе не случайным, что и приводит к трагическому финалу… Некий мужчина зрелых лет (Владимир Стеклов) истерически умоляет свою молодую супругу не расставаться с ним. Эти мольбы тоже закончатся фатально…Некто Виллен просыпается со страшного похмела (и алкогольного, и наркотического) в памперсе и с американским флагом, на котором нарисован Джим Моррисон, на плечах. Из кошмара его вырывает сигнал мобилки (гимн Украины), а услышанное повергает его в еще больший кошмар, из которого есть только один выход…
Аннотировать фильмы Александра Шапиро традиционным способом – занятие крайне неблагодарное: сам автор давно утверждает, что хорошее кино – искусство полисемантическое – и должно доносить совсем не те смыслы, которые кажутся очевидными при просмотре. Очевидно, что «Восемь» - как раз из этого числа. Тем более, что внутренний духовный опыт мэтра явно испытал влияние мистических практик (в частности – хасидизма, о чем свидетельствует первый фильм из цикла о цадиках, посвященный самому знаменитому из них – Нахману). И это не могло не сказаться на творчестве Александра Шапиро, который формулирует свою задачу как кинематографиста как «концентрирование внимания зрителя на процессах, которые происходят в нем, а не на зацикливании человека на качестве обертки» (и в этом, заметим в скобках, судя по фильму «Восемь» он вполне преуспел). Также новая лента Александра Шапиро убедительно демонстрирует, что он не забыл и об еще одной важнейшей задаче творчества – «поиске своего личного жизненного смысла».  Очевидно, что «Восемь» - составная часть того художественного материала, в борьбе с которым ищущий человек учиться понимать искусство (позволим себе еще раз процитировать автора – «научится понимать искусство – значит, представит, что ты делаешь что-то очень сложное для некой неявной задачи»). И, наконец-то, можно обоснованно констатировать, что «Восемь» - уверенный шаг на пути возвращения его автором «острой художественной актуальности», несколько утерянной за годы добровольного затворничества.  
0
Алексей Першко 25 листопада 2016


Avatar
Ім'я:
22 травня 2024

Інші рецензії автора


Мова вітру Мавка. Лісова пісня Мова вітру

Рецензія на анімаційний фільм «Мавка. Лісова пісня» (2023)

18 серпня 2023
Дурень загубився на Херсонщині Вулкан Дурень загубився на Херсонщині

Рецензія на фільм «Вулкан» (2018)

16 серпня 2023
Жертва обставин Памфір Жертва обставин

Рецензія на фільм «Памфір» (2023)

5 серпня 2023
Гріхи батьків Батько Гріхи батьків

Рецензія на фільм «Батько» (2023)

1 серпня 2023
Батько апостолів Обмін Батько апостолів

Рецензія на фільм «Обмін» (2022)

18 грудня 2022