Фільм Уявні друзі 2024

Алекс ван Вармердам: Киев – очень светлый город


 Алекс ван Вармердам: Киев – очень светлый город
В конце апреля в кинематографической жизни Украины произошло яркое событие: открывать первую ретроспективу своих фильмов в Киев приехал культовый голландский режиссер Алекс ван Вармердам (далее – АВВ). И приехал не один, а со своим братом Марком (далее - МВВ), который является бессменным продюсером фильмов и спектаклей своего брата. 26 апреля в киевском отеле Radisson Blu Podil состоялась беседа с братьями ван Вармердамами, в которой принял участие и корреспондент национального портала kino-teatr.ua. Предлагаем вашему вниманию запись этой интереснейшей беседы.
В. – В творчестве каких режиссеров вы ищете источник вдохновения?
    АВВ. – Поскольку я родился в 1952-м году, а формировался как режиссер в 70-х годах прошлого столетия, то в первую очередь я должен воздать должное Хичкоку и Бунюэлю, хотя что касается первого, то во времена моей молодости он еще работал, но я считаю, что его скорее можно было бы считать уже мертвым автором. Не стоит забывать и о таких фильмах, как, например, «Французский связной» с Джином Хэкменом в главной роли. И вообще сложно отвечать на подобные вопросы, ведь порой очень трудно указать на какие-то совершенно определённые фильмы или их авторов: все складывается из тысяч маленьких художественных опытов и переживаний. Но все же не премину упомянуть еще и о Лореле и Харди, которые также очень повлияли на мою творческую манеру. У них я научился показывать людей полностью, с головы до пят: мне кажется, что человеческое тело полностью говорит больше, чем крупный план лица или какой-то другой части тела.
В. – А что вы можете сказать о новом поколении голландского кино?
    АВВ. – Я надеялся, что этот вопрос мне не зададут (смеется). Знаете, мне сложно об этом говорить, ведь молодое поколение весьма распылено, они снимают время от времени и преимущественно это коммерческий продукт, то, что американцы называют feel good movies. И режиссеры то появляются, то исчезают и снимают крайне нерегулярно.
В. – А видел ли Алекс фильмы группы бельгийских режиссеров, представительницей которой является Фиона Гордон со своим фильмом «Айсберг», который очень напоминает его фильмы?
    АВВ. – А я его не видел. Как, вы говорите, ее зовут?
В. – Фиона Гордон.
    АВВ. – Нет, не знаю, но мне известно, что в Бельгии сейчас идет волна хорошего кино.
В. – В одном из интервью после «Боргмана» вы сказали, что вы сами себе выстраиваете некие ограничения. И добавили, что в «Шнайдере», который будет фильмом о наемном убийце, в котором не должны никого убивать. Зачем же вы нарушили собственное ограничение?
    АВВ. – Ну, такая идея у меня была только в начале процесса, и не стоит забывать, что сам творческий процесс – это игра, правила которой стоит менять. Идея фильма о двух наемных убийцах, в котором никого не убивают, безусловно прекрасна, но мне представляется достаточно глупым строго следовать установленным правилам, но снимать при этом плохое кино – по той лишь причине, что вы уперлись в собственные ограничения. К тому же когда я сажусь за сценарий нового фильма, у меня нет четкого его плана – я просто начинаю писать и события развиваются во время творчества.
В. – Большинство фильмов Алекса открыты для зрительских домыслов и всегда оставляют много вопросов без ответов. А для самого Алекса они тоже открыты для домыслов?
    АВВ. – Да, вы правы, люди очень часто видят в моих фильмах то, чего не вижу я сам. И мне это крайне интересно, и я никогда не отрицаю тех смыслов, которые в них увидели зрители, но не видел я.
В. – А как вы относитесь к украинскому кинематографу? Не собираетесь ли снять здесь фильм?
    АВВ. – Я ничего не знаю про украинское кино, а что же касается съемок здесь фильма, то могу сказать, что по пути из аэропорта мы видели какие-то футуристические здания просто как из какого-то фантастического фильма, а рядом – старые советские постройки. Это меня впечатлило, так что – кто знает.
    МВВ. – Возможно, Алекс не в курсе, но я продюсирую не только его фильмы (смеется), и один из них – это новый фильм Сергея Лозницы.
    АВВ. – И надо сказать, что в Амстердаме показывают множество фильмов со всего мира, и они очень быстро меняются в репертуаре, но насколько мне известно, украинские фильмы никогда не попадали на афиши голландских кинотеатров. К тому же, я – режиссер, а не человек, который смотрит по десятку фильмов в день: мне нужно время для собственного творчества.
В. – А можете уточнить, о каком фильме Сергея Лозницы идет речь – о «Донбассе» или о «Бабьем Яре»?
    МВВ. – Английское название ленты – Gentle Creature, то есть «Волшебное существо». И это игровое кино, начало съемок которого назначено на июль этого года. И мы с ним обсуждали и его проект «Донбасс».
В. – Очевидно, что Марк работает не только с братом, но все же хотелось бы спросить, насколько легко ему работается с Алексом, человеком с непростым характером. И позволяет ли себе Марк вмешиваться в творческий процесс брата?
    МВВ. – С ним работать очень тяжело (смеется). Мы работаем вместе уже 40 лет – сначала в театре (и это продолжается до сих пор), потом в кино. Моя нынешняя работа – директор театральной компании и продюсер всех фильмов Алекса. Но я нетипичный продюсер – я не снимаю фильмы ради извлечения прибыли, я делаю это лишь потому, что Алекс постоянно пишет сценарии и их надо реализовывать. При этом я не имею понятия, что он там пишет – он мне ничего не показывает до тех пор, пока не решит, что сценарий готов. Таким образом, я не вмешиваюсь в процесс написания, и моя работа начинается в тот момент, когда сценарий уже написан.
В. – А вам не приходила мысль поставить спектакль по сценарию Алекса? Например, «Шнайдер против Бакса» столь отточен, что он лучше бы смотрелся на сцене.
    АВВ. – Я не согласен с этим: «Шнайдер» - очень визуальный фильм, в нем мало диалогов, и огромную роль в нем играют пейзажи, что было бы очень сложно передать в театре. И к тому уже у меня уже был обратный опыт – «Малыш Тони» и «Последние дни Эммы Бланк» были сняты по театральным пьесам, и я больше не хочу повторять этот опыт – если я что-то реализовал в той или иной форме, то я теряю к этой вещи всякий интерес и не хочу к ней возвращаться. Мне не интересно делать то, что я уже делал.
В. – Снимая фильм, думаете ли вы о том, для какой аудитории вы это делаете?
    АВВ. – Конечно думаю, ведь моя аудитория – это я. Я рассчитываю, что будущий зритель будет чем-то похож на меня: по уровню образования, по пониманию происходящего. Но с другой стороны, снимать фильм для самого себя, сидящего на необитаемом острове – глупо.
В. – Вы провели в Киеве уже день. Каковы главные впечатления, кроме зданий, о которых вы уже упоминали?
    АВВ. – А я ничего кроме домов пока и не видел (смеется), и я не ожидал, что Киев – такой светлый город. Он производит ощущение южного города, кажется, что ты находишься где-то на Ривьере.
В. – Что ж, спасибо за визит и творческих вам успехов.


Avatar
Имя:
11 мая 2024

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 51920
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок
эксклюзив
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок

Как и стоило предполагать, в Украине кино снимается не только при государственной поддержке. Находятся и смельчаки, которые рискуют...

10 октября 2019 48588
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино
эксклюзив
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино

Узнав о том, что в Киеве в самом скором времени открывается новый артхаузный кинотеатр «Кино42», корреспондент портала Kino-teatr.ua...

29 ноября 2019 48212
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия
эксклюзив
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия

6 февраля на экраны Украины выходит один из самых заметных французских фильмов года – лента Селины Сьяммы «Портрет девушки в огне». Будучи...

30 января 2020 47535
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» -  шедевр
эксклюзив
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» - шедевр

Беседа с кинокритиком и отборщиком Международного кынофестиваля в Локарно Николасом Эллиоттом про прошлое и будущее украинского кино и...

20 августа 2019 47026