Active Lady

Антельм Видо: Одесса – мифический город


 Антельм Видо: Одесса – мифический город
Несмотря на крайнюю напряженность рабочего графика во время проведения 7-го Одесского международного Кинофестиваля его программный директор Антельм Видо нашел время встретиться с корреспондентом портала kino-teatr.ua и рассказать о любви к Танжеру и Одессе, своем восхищении Майданом и планах на будущее.
КТ. – Наверное, нашим читателям известно, что ты являешься артистическим директором Одесского Международного Кинофестиваля, но не мог бы подробнее рассказать о твоей профессиональной карьере?
    АВ. – Я живу в Украине уже 5 лет; учился в университете Лиона по специальности «литература и социальные науки» в течении двух лет, а потом развернулся в прямо противоположном направлении и начал изучать менеджмент…   
КТ. – А в какой области? Финансы?
    АВ. – Нет, нет, заведение называлось «школой менеджмента», то есть это не университет, а частное учебное заведение. А в качестве специализации я выбрал «культурный менеджмент», и кино я обожал еще с детства и всегда хотел работать именно в этой области, но не в качестве режиссера – я чувствовал, что у меня нет необходимых артистических наклонностей и навыков. Я видел себя в числе организаторов фестивалей и подобных мероприятий, и еще во время обучения в школе менеджмента (кстати, она находилась в Гренобле) я принимал участие в организации фестиваля короткометражных фильмов. А потом я несколько лет работал в Малайзии, организуя фестиваль европейских фильмов; после этого – в Марокко, в Танжере. Там я работал в Синематеке Танжера – это старый кинотеатр в центре города, который был выкуплен коллективом артистов и художников и превращен в синематеку, чтобы показывать там старые хорошие фильмы и организовать там архивы для сбережения старых марокканских фильмов.
КТ. – Извини, что прерываю, но побывать в Магрибе и особенно в Танжере – это моя мечта.
    АВ. – Понимаю, ведь Танжер – это невероятный город, у которого, как мне кажется, есть столько общего с Одессой. Оба эти города принадлежат к категории мифических городов, к которым также можно причислить Александрию или же Бейрут: все они были и остаются международными портами, которые всегда привлекали множество артистов, художников и писателей и которые всегда вдохновляли их. Возможно сейчас они и потеряли частичку своего величия, но все еще сохраняют свою уникальную душу. Для меня Танжер – это город Анри Матисса и Rolling Stones, которые написали там Paint It Black.
КТ. – И где-то неподалеку разворачиваются события «Под покровом небес» - романа Пола Боулза, который почти всю жизнь прожил в Танжере, и фильма Бернардо Бертолуччи.
    АВ. – Да-да, и еще нужно вспомнить Джека Керуака, который провел там много времени. Так что Танжер – действительно потрясающих город, из которого я прямиком иммигрировал в Украину.
КТ. – Навсегда?
    АВ. - Посмотрим. Так вот, об Украине я тогда ничего не знал: никогда тут не бывал, как и во всей Восточной Европе в целом, но я хотел уехать заграницу и продолжать работать в аудиовизуальной области, а Французский институт в Украине как раз искал кого-то, кто бы занялся культурным сотрудничеством. Мне был предложен пост атташе по аудиовизуальным вопросам, который я с удовольствием занял. Для меня это был прыжок в неизвестность, но потом мне очень здесь понравилось. Хотя контраст поначалу был разительный: когда я уезжал из Танжера там было более 30-ти градусов жары, а в Киев я попал в октябре и тут царила несколько другая атмосфера. Да и культурная разница давала о себе знать: марокканцы – очень экспансивные люди, очень гостеприимные и открытые, а украинцы мне поначалу показались немного другими, хотя и они после нескольких водок становятся такими же открытыми и гостеприимными (смеется). В общем, я проработал 2 года во Французском институте в качестве атташе в аудиовизуальной области, занимаясь культурным сотрудничеством: всем известны Французский киноклуб или же «Французская весна», а также многие другие события, мастер-классы, ателье и подобные мероприятия, проводимые в Украине при содействии Французского Института. В общем, это были восхитительные два года! А когда мой контракт в октябре 2014-го закончился, случились два события: начался Майдан и мне предложили присоединиться к команде Одесского Кинофестиваля. Оба эти события стали для меня поворотными. Во время Майдана я увидел, как народ может изменить порядок вещей, и этот урок я запомню навсегда, ведь я испытываю по этому поводу и ко всем участникам этого события абсолютное восхищение. Что же касается Одесского фестиваля, то, когда мне предложили присоединиться к команде…
КТ. – А если не секрет, от кого исходило предложение?
    АВ. – Мне позвонила Юлия Сенкевич (генеральный продюсер ОМКФ – КТ.), ведь она знала, что я оказываюсь на трансферном рынке в качестве свободного агента (смеется) – по аналогии с футболом. Юлия предложила мне присоединиться к команде, и я с удовольствием это предложение принял. И вот уже 3 года я работаю в команде фестиваля, и это для меня – фантастический опыт. К тому моменту я уже знал Одесский фестиваль в качестве зрителя, и мне очень нравилась здешняя атмосфера. К тому же для меня Одесса – совершенно кинематографический город, здесь есть настоящая любовь к кино и невероятный энтузиазм. И оказаться так сказать с другой стороны экрана показалось мне прекрасной идеей.
КТ. – А директором программ фестиваля ты стал 2 года назад, так ведь?
    АВ. – Да, это случилось в начале 2015-го года. И тут важно подчеркнуть, что я не решаю все единолично – на фестивале есть отборочный комитет, среди членов которого в первую очередь надо отметить Алика Шпилюка. Именно он не только был в первые годы существования фестиваля артистическим директором, но и является, с моей точки зрения, ключевой фигурой для кинематографического мира Украины. Алик мне помог очень во многом и продолжает делать это и сейчас -  он консультирует меня, мы очень много обсуждаем фильмы, и радует то, что очень часто наши вкусы совпадают. И вообще все решения по поводу программы мы принимаем консенсусом. Для меня это очень важно – мы очень часто спорим по поводу просмотренных фильмов, которых получаем огромное множество (в этом году, например, почти 9 сотен). Мы все придерживаемся главного принципа отбора фильмов в программы фестиваля – это фильмы авторские, но предназначенные широкой публике.
КТ. – А есть ли в программе фестиваля фильмы, против которых ты, как программный директор, был категорически против?
    АВ. – Нет. У каждого члена отборочной комиссии, конечно, есть право вето, но мы редко им пользуемся – мы отдаем предпочтение дискуссии и консенсусу. И в результате выходит, что все фильмы в программе дороги каждому из нас, каждый фильм – как наши собственные произведения. И когда меня спрашивают, какой из фильмов программы мой любимый, мне очень сложно отвечать – я готов защищать каждый фильм, каждый кадр, защищать так, как будто бы я сам их снял.
КТ. – В этом году в программах фестиваля появились новые программы – европейского документального фильма и телесериалов. Кому принадлежала эта идея?
    АВ. – Как и почти все на фестивале, это была коллективная идея. Что касается документального кино, то два предыдущих года у нас уже было много неигрового кино во внеконкурсных программах, например, в программе «Путь к свободе», посвященной Майдану, революции достоинства и всем аналогичным событиям по всему миру. Еще была программа неигровых фильмов о музыке. Так что мы готовили публику к документальному кино последние 2 года, а в этом году мы почувствовали, что публика готова и решили запустить новую конкурсную программу неигрового кино. Что же касается программы телесериалов, то Юлия Синкевич уже давно хотела организовать ее и я поддержал ее, ведь уже многие фестивали – даже такие как Канны или Берлин – показывают в своих программах сериалы. Тем более, что у нас на программе «Сериалы!» есть замечательные партнеры – Media Resources Management и FILM.UA.
КТ. – А в следующем году тоже стоит ожидать чего-то новенького?
    АВ. – Я очень надеюсь на это, ведь наша команда пытается отражать все разнообразие мирового кино – будь оно географическим, жанровым или форматным.
КТ. – Кстати, у меня есть идея на предмет того, что можно показать в следующем году на Потемкинской лестнице: ты и сам прекрасно знаешь, что в 2004-м Pet Shop Boys по заказу мэрии Лондона написали саундтрек к «Броненосцу «Потемкину» для показа на Трафальгарской площади.
    АВ. – А можно я прокомментирую это так «не под запись»?  
Алексей Першко 22 августа 2016


Avatar
Имя:
4 мая 2024

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 51910
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок
эксклюзив
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок

Как и стоило предполагать, в Украине кино снимается не только при государственной поддержке. Находятся и смельчаки, которые рискуют...

10 октября 2019 48580
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино
эксклюзив
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино

Узнав о том, что в Киеве в самом скором времени открывается новый артхаузный кинотеатр «Кино42», корреспондент портала Kino-teatr.ua...

29 ноября 2019 48204
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия
эксклюзив
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия

6 февраля на экраны Украины выходит один из самых заметных французских фильмов года – лента Селины Сьяммы «Портрет девушки в огне». Будучи...

30 января 2020 47528
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» -  шедевр
эксклюзив
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» - шедевр

Беседа с кинокритиком и отборщиком Международного кынофестиваля в Локарно Николасом Эллиоттом про прошлое и будущее украинского кино и...

20 августа 2019 47020