Под ярмом успеха
"Прислугу" уже сложно расценивать вне "оскаровских" номинаций и многих призов от критиков и разнообразных гильдий, потому, собственно, во многом обидно, что до нас фильм дошел только сейчас с своеобразной маркой успеха.
Обидно не потому, что фильм не заслуживает своих наград - нет, он абсолютно их оправдывает! Скорее обидно потому, что наш зритель - вернее, малая доля киноаудитории, активно следящая и верящая призам и премиям - пойдет в кино только из-за этого ярлыка. По большому счету, "Прислуга" достойна огромного внимания особенно на пост-совестском пространстве, в большинстве стран которого всё еще процветают расовые предрассудки.
Сюжет "Прислуги" перенесет зрителя в 60-ые гг ХХ века - в это прекрасное время высоких начесов и юбок-колокольчиков, когда каждая женщина выглядела женственной даже с сигаретой в руке. Впрочем, минимум женственности выпадало на долю афроамериканок, уделом которых становилось домохозяйство в крупных домах белых женщин и мужчин. Рыжеволосая Скиттер, вернувшаяся в родной мелкий городок после университета, начинает замечать это несправедливое отношение к афроамериканкам и решает, что их судьба достойна того, чтобы написать о ней книгу. Долгое время Скиттер проводит в попытках уговорить прислугу пойти на этот шаг, а еще больше времени у неё занимает противостояние подругам, которые не готовы и просто не способны разделить точку зрения Скиттер.
Собирательный образ прислуги в фильме показан просто превосходно - ведь это действительно те женщины, на чьих руках и глазах вырастают чужие дети, которые перешагнув порог детства вскоре забывают о них. Прислуга - это те люди, от которых ожидают максимум эффективности и минимум мыслительных процессов.
Сравнивая Виолу Дэвис с Мэрил Стрип, которая в этом году в 17ый раз номинирована на "Оскар" за фильм "Железная леди, стоит отметить, что Дэвис намного эффектнее и убедительнее в своей роли женщины, отдавшей молодость и зрелость чужим домам. Вместе с тем, роль Стрип в "Леди" отдает ароматом "Дьявол носит Prada", где большинство эмоций актрисы аналогичны нынешней роли. Потому - да, я всем сердцем болею за победу Дэвис на "Оскаре" и искренне надеюсь и верю в неё. А вот для Октавии Спенсер, исполнившей в "Прислуге" роль неподражаемой Минни, "Оскар" за лучшую актрису второго плана практически решенное дело - в этом году у Спенсер нет ни одного достойного конкурента.
Если отрешиться от всех премиальных аспектов и рассматривать фильм сквозь призму простого прокатного кино, то вряд ли он будет иметь большой успех - несопливая в данном случае драма уже из-за своей темы привлечет малый круг зрителей, уважающих не только или же не уважающих вообще ширпотреб.
"Прислуга" поражает во всех планах - хорошая, но не слишком запоминающаяся, музыка, чудеснейшая актерская игра от Виолы Дэвис, Эммы Стоун (а ведь не её профиль!), Октавии Спенсер, Брайс Даллас-Ховард и Джессики Честейн, невероятно приятный пост-продакшн... Нет, однозначно, "Прислугу" стоить посмотреть хотя бы раз, чтобы знать, что такой фильм есть.
При чем, не просто абстрактный фильм, а высокопилотажная драма с массой забавных и остроумных эпизодов, заставляющая людей подумать о толерантности. Даже не подумать (потому что можно подумать и забыть), а задуматься.
Серьезно, вопрос к расистам - а чем хуже афроамериканцы? Вероятно, это мы, сияя белизной своей кожи, зачастую слишком слепы, чтобы заметить, что угнетающий класс морально мельче угнетенного.