Дневники "Молодости". День первый
Открытие 45-го международного кинофестиваля «Молодость» – это праздник для любого, кто неравнодушен к кинематографу. Праздник хотя бы потому, что «Молодость» в очередной раз состоялась, несмотря на все финансовые трудности, которые, кажется, становятся обязательной частью программы. Пока Андрей Халпахчи выступает с тревожными заявлениями о том, что в следующем году столица может потерять свое культурное достояние, рядовые зрители спешат в любимый всем Киевом кинотеатр «Киев» (символичное название все-таки), дабы насладиться первыми ласточками кинофестиваля.
Обычно первый конкурсный день проходит на церемонии открытия, которая в этом году состоялась в Национальном театре им. Ивана Франка, но в юбилейный для фестиваля год хотелось чего-то особенного. Поэтому, пока звезды ходили по красной дорожке, а Мирослав Слабошпицкий и Кира Муратова получали свои награды, мы отправились на один из самых важных показов всей «Молодости» – фильм «Дипан» Жака Одиара, завоевавшем Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
После поражения в вооруженном конфликте, борца за свободу Шивадгасана заставляют переехать в лагерь для беженцев. Вскоре он решает бежать вместе с двумя незнакомками, надеясь, что с ними будет легче получить убежище в Европе. Вместе с мнимыми женой и дочерью он строит новую жизнь, которая превращается в очередной конфликт.
Как это часто бывает, победа «Дипана» в Каннах привела в недоумение множество критиков, сетующих на небывалое количество французских фильмов как среди претендентов на награды, так и среди победителей. Зрителям «Молодости» судить о национальном доминировании в Каннах не приходится, зато смело можно порассуждать о художественной и социальной ценности картины. И с этим у «Дипана» не все так однозначно, как может показаться.
Формула успеха у нового фильма Одиара проста: мелодраматическая история о семейных ценностях, попадая на почву социальной проблемы иммигрантов в современной Европе, приобретает более выразительные оттенки. Судьбы чужих людей сплетаются в одну, постепенно возникают родственные чувства, но суровая реальность не позволяет навсегда расстаться с прошлым, разрушая мнимую идиллию. Магистральный конфликт в «Дипане» лежит на поверхности, метафорикой режиссер не увлекается, так что ничего принципиально нового зритель для себя не откроет, одно лишь повторение хорошо знакомых истин. Компенсируется это операторскими изысками, и визуальное решение вводит в некий ступор: социальная драма то и дело пестрит клипмейкерскими приемами, что резонно контрастирует с общей идеей и настроением. Українська компанія Murka games 12 років досвіду у розробці соціальних ігрових додатків
С другой стороны, фильм может похвастаться убедительной актерской работой. Главную роль исполнил настоящий участник войны в Шри-Ланке, а ныне эмигрировавший в Европу писатель Джесутасан Антонитасан, так что отсутствие игрового опыта он с лихвой компенсирует опытом профессиональным. Его персонаж проходит некий жизненный цикл от боевика к мирному семьянину и снова к боевику, причем в кульминационной фазе, неожиданно пересказывающей «Таксиста» Мартина Скорсезе, ему доведется отработать напряженную экшн-сцену, где чего только не будет: и мачете, и перестрелки, и угона машины. Впрочем, финал нивелирует абсолютно все достижения: решением социальной проблемы режиссер видит сахарный хеппи-энд, идиллическую жизнь в новой стране.
«Дипан» оказался вполне рядовой историей с очевидными моральными установками. Качественное исполнение заурядного с художественной точки зрения проекта оставляет смешанные чувства, ведь фильм Одиара свидетельствует о неком периоде стагнации если не в европейском кинематографе, то как минимум в социальном вопросе мигрантов. Одно радует: секрет успеха «Дипана» в Каннах настолько очевиден, что будущим кинематографистам дали чуть ли не руководство к действию.
Теги: молодость
Сергей Задко 25 октября 2015