Одесса-2014. День восьмой: Бездушный "Майдан"


Одесса-2014. День восьмой: Бездушный

Предпоследний конкурсный день стал самым ярким за все время фестиваля. Два фильма вызвали совершенно противоположную реакцию – на одном зрители плакали и аплодировали стоя, а после второго свое недовольство высказали прямо в лицо режиссеру.
Фестиваль длится уже больше недели, поэтому модераторы для поддержания интереса сделали очень продуманный ход, оставив под конец самые важные показы. Первой ожидаемой премьерой стал фильм «Моя русалка, моя Лореляй». Лента полностью снята в Одессе, поэтому жители города не упустили возможности насладиться красотами любимой родины. Кроме того, режиссером стала Нана Джорджадзе, которая не только снимает фильмы, но и обучает навыкам студентов во ВГИКе. К слову, одним из ее выходцев стал Сергей Лозница, о котором позднее.
В безымянном поселке на берегу моря рождается новая романтическая история. 18-летняя Нюрка – местная артистка, которая пользуется популярностью у мужчин и мечтает уехать покорять Москву. 14-летний Федя – наивный мальчишка, который хочет жениться на Нюрке, чтобы кататься на ее новом автомобиле. Неожиданно между совершенно разными людьми вспыхивают первые в их жизни настоящие чувства, которые открывают в них неведомые ранее грани души.
Искренне скажу, что многого от фильма не ждал. Хотелось просто увидеть нежную лирическую историю любви, снятую в безумно красивом городе. Удивительно, но даже такие примитивные для кинематографа вещи «Русалка» удовлетворить не в состоянии. Недоумевать начинаешь сразу, как только зрителю зачем-то показывают студию звукозаписи, в которой якобы пишут саундтрек к нашему фильму. Зачем было вообще вводить эту линию, мне понять не в силах. Кстати, о музыке. Вместо нежных и трогательных мелодий эти ребята будут, простите на слове, «лабать рокешник», что на корню убивает какие-то нежные душевные порывы. Хотя убивать там нечего. История получилась какой-то пустой, неестественной, а отчасти и вовсе аморальной. Актеры играют из рук вон плохо, сценарий жутко топорный и написан, видимо, в кратчайшие сроки, потому что писать там было нечего. Города толком и не показали, вспомнить можно едва ли пару сцен. Сюжетная линия о том, как толпы мужчин платят за «шатерные игры» с главной героиней вовсе шокировала. Кажется, что это шутка, но нет, все подано как вполне естественное явление. В общем, «Моя русалка, моя Лореляй» вызвала самые неприятные чувства. Одесса заслужила намного большего. Слава Богу, что фильм заклеймили оценкой в 3.6 балла.
С не самым хорошим расположением духа я переместился на следующий сеанс. Испытать свою фестивальную судьбу пришло время российской «Звезде» - последнему фильму из международной программы. Это история обычных людей, жизни которых причудливо переплетаются, тесно связывая их судьбы друг с другом. В центре внимания трое. Одинокий подросток, который страдает от непонимания окружающих и отрицает богатство своей семьи. Его новая мачеха, которая наслаждается роскошью и высокомерием, а истинную ценность жизни понимает лишь на грани смерти. Начинающая актриса, которая недовольна своей внешностью и стремится исправить все недостатки пластическими операциями. Одна случайная встреча изменит очень многое.
Не люблю бросаться громкими заявлениями, но это однозначно лучший фильм из представленных в этом году. Искренний, живой, трогательный. Как-то совершенно внезапно «Звезда» говорит о привычных вещах, но делает это так естественно, что ты буквально существуешь рядом с каждым из героев. Тут не будет напыщенных драм или искусственных страстей. Это жизнь, а она бывает разная. Одна героиня ненавидит свою внешность, не замечая, как она прекрасна душой. Другая осознает, что только близкий человек спасет от душевной боли. Третий просто стремиться найти себя, влюбиться и наконец-то стать счастливым. Актеры играют филигранно, буквально пропуская через себя каждое действие и каждую мысль героя, придавая им какой-то неподдельной честности. Юмора много, и довольно часто он очень находчивый. Но самое поразительное – это сценарий. На первый взгляд, кажется, будто события придут к очевидному исходу. Но как только наступает финал, все переворачивается. Когда, наконец, падает завеса тайны, вдруг осознаешь, какая же это глубокая и продуманная история. Нет ни одной лишней детали, действия мотивированы и логичны, а то, что казалось недосказанным, вдруг обретает смысл.
Возможно, дело в близкой нам ментальности, ведь показывают нас, наши индивидуальности. Зритель понимает, что чувствует каждый из героев. Конец у фильма трагичный, но все равно оставляет приятное щемящее чувство надежды. Когда на сцену вышли создатели фильма, зал встретил их сумасшедшими непрекращающимися овациями, не скрывая своих слез. Я до последнего надеялся, что «Звезда» станет триумфатором фестиваля. Неимоверно жаль, что этого не случилось.
Но самое значительное событие произошло вечером. В Украину приехал «Майдан» Сергея Лозницы, который ранее был показан в Каннах и получил исключительно восхищенные отзывы. Документальный фильм - хроника гражданского восстания, которое состоялось в Киеве зимой 2013-2014 годов. «Майдан» показывает развитие революции от мирного протеста студентов до кровопролитных столкновений между демонстрантами и «Беркутом».
Это был настоящий фурор. Зрители начали собираться под театром музкомедии за два часа до начала показа. Очередь достигла настолько громадных размеров, что последние стояли на проезжей части. Впервые зал был заполнен полностью, включая верхний, обычно пустующий ярус. Люди хотели увидеть, как режиссер запечатлел трагичную и одновременно великую страницу украинской истории. После показа разочарованию не было предела. Зрители обвиняли режиссера в предвзятости, черствости и искажении фактов. Лозница пытался отстаивать позиции, но под общим давлением получалось очень неуверенно. На самом деле, с точки зрения кинематографа фильм поставлен очень грамотно. Качественно сделанное документальное кино, с выстроенной концепцией и максимальной отстраненностью. В этом и проблема. Украина пережила Майдан. Умирали люди, лилась кровь, государство переживало период перерождения. Для каждого жителя нашей страны это очень личные переживания. Поэтому и ждали все всеохватывающего и эмоционального фильма, который покажет всему миру, что мы пережили, без фальши и недомолвок.
В «Майдане» этого нет. Он не передает масштабов событий, всячески избегает любого насилия, брезгует использовать прямую речь или выхватить со скопления народа отдельных людей. Более того, в фильме нарочито упущены некоторые важные события, а последний период Майдана и вовсе вырезан. Вместо этого на экране периодически появляются текстовые вставки, которые сухо, в двух предложениях изъясняют события. На пиковых моментах экран темнеет, как бы проматывая время вперед. «Майдан» получился каким-то очерком на тему, а не масштабным полотном. Такое можно показывать европейцам, которые не знают всей правды и выступают в роли сторонних наблюдателей. Но не украинцам, потому что рана от такого холодного взгляда болит еще сильнее.

Теги: ОМКФ
Сергей Задко 21 июля 2014
Like



Имя:
23 ноября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября) Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября)

Ведьмы, снова ведьмы и другие новинки проката.

28 октября 2020 0 4922
Как один фильм писателя убил
эксклюзив
Как один фильм писателя убил

Vian-Fest в Довженко центре – день второй. A la noir.

29 октября 2020 0 1980
Два мира – два фокуса Два мира – два фокуса

Программа 4-й Киевской недели критики «Фокус: Украина Франция»

30 октября 2020 0 1814
Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября) Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября)

Украинский номинант на Оскар, классические сказки и другие новинки проката.

04 ноября 2020 0 1386
 Киев. Борису Виану 100 лет.
эксклюзив
Киев. Борису Виану 100 лет.

В Довженко-центре завершился Vian-Fest.

05 ноября 2020 0 1369