Цифровой ноябрь
Цифровой Собор Парижской Богоматери и другие виртуальные миры покажут в ноябре в Киеве на французско-украинском фестивале цифрового искусства Novembre Numérique
Фестиваль Novembre Numérique (Цифровой Ноябрь) — это серия фестивалей цифрового искусства, проводимых Французским институтом во всем мире. В Украине этот фестиваль организует Французский институт в Украине при поддержке UKRSIBBANK BNP Paribas Group.
12-14 ноября 2021 года в Киеве в Довженко-Центре во второй раз пройдет Novembre Numérique en Ukraine — французско-украинский фестиваль цифрового искусства и виртуальной реальности.
Украина как страна с активно развивающимся сообществом цифровых художников присоединилась к этому движению в прошлом году. Проведя в 2020 году первый фестиваль Novembre Numérique, посвященный исключительно произведениям виртуальной реальности, в этом году, в рамках второго издания, организаторы расширяют спектр цифрового искусства.
В Довженко-Центре (Музей кино, 5 этаж) можно будет увидеть все лучшее, что было создано в Украине и Франции в этой сфере за последние годы, обещают организаторы. Украинский Novembre Numérique объединяет выставку цифрового искусства в форматах виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, роботизированной скульптуры и видео, а также публичную программу с лекциями и дискуссиями. В этом году зрителям покажут 12 объектов: 4 французских и 2 украинских VR-работы, 3 галереи в виртуальной реальности и одну выставку в дополненной реальности от V-Art. Еще 2 роботические скульптуры будут представлены известным французским художником Фабьеном Зокко лично.
"Через фестиваль Novembre Numérique Французский институт в Украине начинает исследование новых возможностей, которые открывают цифровые технологии, поднимая вопросы об их месте в нашей жизни и, возможно, их перспективы в будущем: сосуществование людей и машин", - считает атташе по культуре Французского института в Украине Фредерик Руссо.
Главная миссия фестиваля – развитие сотрудничества между французскими и украинскими художниками в области цифрового искусства и искусства VR, а также презентация публике лучших проектов последних лет. Для тех, кто еще не имел опыта нахождения в VR, фестиваль — удобная возможность испытать новые эмоции и разобраться, что такое виртуальная реальность, о которой столько говорят вокруг.
В прошлом году фестиваль проходил в Центре современного искусства M17, в этом году — в Национальном центре Александра Довженко (Довженко-Центре) — крупнейшем в Украине государственном киноархиве, который с 1994 года хранит и исследует кинематографическое и аудиовизуальное искусство.
"Таким образом, мы планируем проводить это мероприятие в наиболее знаковых культурно-художественных локациях столицы, демонстрируя разнообразие видов цифрового искусства, успешно развивающегося во всех без исключения отраслях культуры", - объясняет менеджер аудиовизуальных проектов Французского института в Украине Люсиль Ревелон. По ее словам, программа мероприятия отражает это разнообразие, предлагая произведения, проливающие новый свет на всем известное архитектурное и художественное наследие, а также новые образцы, созданные с использованием творческих и научных возможностей, предоставляемых цифровым искусством.
“Мы очень рады представить работы ведущих французских структур, принадлежащих к разным отраслям, но общим для них является то, что они находятся в авангарде цифрового искусства: Ubisoft, занимающейся разработкой видеоигр, Le Fresnoy, работающей в области современного искусства, или Arte , которая развивает аудиовизуальное искусство”
Французское сообщество VR-создателей представлено эмоционально яркими произведениями, погружающими зрителя в неизвестное. Так, в работе In-Urbe наблюдатель попадает в подземную часть города, состоящую из труб, кабелей, тоннелей и катакомб. В мире Heterotopia, вдохновленном одноименной концепцией Мишеля Фуко, зритель может стать строителем – для этого ему нужны только облака из частиц. Проект Isle of The Dead черпает вдохновение в картинах швейцарца Арнольда Беклина и музыке Сергея Рахманинова.
Две работы на фестивале будут представлены лично – это известный французский художник Фабьен Зокко, который развивает необычный жанр роботической скульптуры. В Украину он привезет произведение Spider and I — механического паука, соединенного с автором и отражающего своим поведением настроение художника. Другая роботическая работа того же художника Theotechnical deconstruction enterprise демонстрирует, как машина то и дело переписывает библейский текст, каждый раз его меняя. Также Фабьен Зокко примет участие в публичной программе фестиваля – с ним можно будет пообщаться во время artist talk.
Наконец-то для любителей архитектуры и виртуального туризма неожиданный подарок подготовила французская игровая студия Ubisoft: еще десять лет назад они создали для одной из своих игр Assassin's Creed полноценную 3D-модель собора Собор Парижской Богоматери. После пожара 2019 года их цифровой архив оказался полезен не только для реконструкции разрушенных частей здания, но и как возможность еще раз взглянуть на утраченное – в этом VR-опыте вы можете увидеть знаменитый архитектурный шедевр во всем его трехмерном величии.
Значительную часть украинской экспозиции занимают работы проекта V-Art — виртуальные галереи, VR-приложения и платформа для демонстрации, продажи и коллекционирования цифрового искусства. А еще в украинской части экспозиции зритель в AR-опыте сможет познакомиться с виртуальной копией самого себя в мире элементарных частиц в VR-опыте Fluence is Time times Flux.
Аудитория также сможет принять участие в публичной образовательной программе от V-Art: конференции и программе панельных дискуссий с разными участниками из всех сфер цифрового искусства. Французские и украинские художники, среди которых известные художники Уго Арсак и уже упоминавшийся Фабьен Зокко, предприниматели и специалисты VR обсудят несколько тем: история цифрового искусства, франко-украинское цифровое сотрудничество, VR-менеджмент и художественное использование новых технологий. Конференции и обсуждения будут проходить в кинолектории Довженко-Центра.
«Эти люди стали первопроходцами в этих новых территориях. Но места для открытий еще много, считает Никита Худяков. — И если вы думаете, что единственное пространство, которое мы можем осваивать сегодня — космическое, вы ошибаетесь. Есть виртуальные просторы, Метавселенная, которую мы создаем, и которая ждет своих исследователей».
Чтобы увидеть все эти работы, необходимо уплатить символический взнос за билет – 100 грн. На входе на экспозиционную часть фестиваля каждому посетителю помогут составить индивидуальный маршрут по выставленным работам, чтобы меньше попадать в очереди — каждая VR-станция способна принять только одного зрителя. Также организаторы напоминают, что фестиваль проводится в условиях пандемии, поэтому во время мероприятий будет действовать санитарный протокол: например, VR-шлемы будут дезинфицировать после каждого пользователя, а посетители для входа должны предоставить сертификат о вакцинации или отрицательном результате теста на коронавирус (сделанный не более как за 72 часа до события).