Что гложет Гилберта Грейпа – обуяли меня воды от души моей… - рецензія на фільм Що гризе Гілберта Грейпа

Увійти через
Реєстрація
 
Что гложет Гилберта Грейпа – обуяли меня воды от души моей…
 
Фільм Що гризе Гілберта Грейпа

Сложно говорить. Сердце сжимается, и несколько секунд после финальных кадров ты ещё смотришь на уходящие в пустоту титры. Просто закончился фильм. Остановилось мгновение прожитых жизней. Тяжело. Больно. Странные ощущения от американского фильма, вам не кажется?

Действительно стоящие картины можно пересчитать по пальцам. Очень жаль, что большинство из них датируются совсем не новым тысячелетием. Возможно, сейчас просто разучились снимать, забыли о том, что кроме спецэффектов, есть такое понятие как игра актёров, сценарий, режиссура…мелочи благодаря которым фильм приобретает уникальные качества. В 93 году мало кто знал актёра Леонарда Ди Каприо. Молодёжь, которая смотрит его современные фильмы, даже не подозревает, что миловидный Лео когда-то был настоящим актёром, что его номинировали на Оскар за "роль второго плана" в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа", и что самое интересное: эта роль действительно заслуживала награды…Забудьте "Титаники" и "Авиаторов", закройте глаза на "Пляжи", "Поймай меня если сможешь" и прочие "Банды Нью Йорка" - это всё мишура, позёрство, по сравнению с огромной актёрской работой в фильме Халлстрёма. Гениальность этой роли позволяет сравнить Ди Каприо с бесподобным Хофманом из "Человека Дождя". Популярно-артхаусный Депп в этом фильме выглядит лишь блеклым дополнением гениального Лео. Да что там говорить: Депп, в то время не занимался "Шоколадной" ерундой, забыл о имбецильных "Плаксах" и занимался серьёзным кинематографом: "Эдуард Руки-Ножницы" Тима Бартона, "Аризонская Мечта" Эмира Кустурицы …эти названия говорят сами за себя…Странно, что постепенно эти два актера вышли из серьёзного амплуа а занялись коммерческими проектами. Как можно после "Страха и ненависти в Лас Вегасе" сниматься в "Жене Астронавта"?…На ум приходит только объяснение Бена Афлека из "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар"…: снимаешься в коммерческом фильме, потом в авторском проекте, иногда можешь сделать одолжение друзьям…Обидно, что авторские проекты Деппа и Ди Каприо остались далеко позади, где-то в "Полном Затмении"…

Итак, вернёмся к самому фильму. Маленький городок, мечта Стивена Кинга, мастера описания подобной местности. Гилберта Грейпа (Депп) гложет множество вещей. У него больная ожирением мать. Она просто сдалась, ушла от жизни, после того, как отец повесился в подвале. У него больной брат Арни (Ди Каприо), который непонятно как живёт на этом свете. Врачи обещали, что он умрёт ещё в десятилетнем возрасте. У него разум пятилетнего ребенка и от него одни проблемы. У Грейпа есть любовница. Жена страхового агента. Он с ней, потому что в этом городе больше не с кем…а она с ним, потому что знала, что он никогда не уедет. Будет всегда работать в маленьком супермаркете и отвозить ей покупки на дом…

Безнадёжность. Ежедневность. Деградация. Каждый день герои делают одно и то же. Для них главное событие - это колонна автомобилистов-туристов, которые путешествуют по стране и проезжают через Эндору. Здесь можно умереть, так и не поняв, что в мире очень много событий, кроме брата, которого полиция снимает с водонапорной башни…

И вот тут и проявляется мастерство режиссёра. Ведь событий то действительно не происходит. Жизнь постоянна. И просвета нет. Становится только хуже. И Гилберт понимает, что он погибнет здесь, умрёт. Может, он уже умер, смирился с тем, что в его жизни всё так и никак иначе…

Но для того, чтобы разбудить душу, нужен лишь толчок. Стимул. Событие. И это происходит. Одна машина из туристической колонны ломается. И в городке появляется нежное создание Бекки. Глоток свежего воздуха, совершенно другое восприятие реальности, посланник из большого мира, который может и хочет помочь Гилберту…

И вот эти маленькие люди становятся чуть лучше. Гилберт раскрывает душу, которая была скована стоическим льдом ответственности столько лет. И он спасает себя. Прежде всего - собственное я. Он понимает, что должен вырваться из этого замкнутого круга. Что есть же жизнь вокруг. Есть любовь. Есть счастье. И мир - это не Эндора. Мир - это нечто огромное…важное, нужное…почти такое же нужное, как жизнь…

Отдельного разговора заслуживает юмор фильма. Трагикомический, в некоторых ситуациях, доходящий до жуткой абсурдности. Сцена в кафе, когда могильщик задаёт вопрос страховому агенту: "Как ваша мама? Что-то её давно не видно в церкви…" - без комментариев.

Этот фильм нужно смотреть. Рассказами не передашь атмосферу и энергетику фильма. Словами не покажешь игру актёров. Психологическая составляющая необычайно сильна. Нечто подобное можно было наблюдать в "Возвращении" Звягинцева. Я не провожу параллели…, я говорю о силе давления на зрителя.

Без сомнения один из лучших американских фильмов новой волны (90-х годов). И лучшая роль Ди Каприо…Приятного вам просмотра…

Рецензія на фільм Що гризе Гілберта Грейпа 3  
Коментарі
 
Ім’я
24 вересня 2017
Ваш коментар
Скількі буде два помножено на два?
 
сім
вісім
шість
чотири
один
два

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
9,3 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 3